Убедившись в непротиворечии Евангелий друг другу и их взаимодополнении, имеет смысл затронуть также тему историчности событий и лиц в них описанных. Кроме гармонии Евангелий друг с другом, важна и их гармония с историей как наукой. В связи с чем отметим неевангельские свидетельства, подтверждающие историческую подлинность соответствующих мест Евангелий.
Рождество Иисуса Христа Евангелист Лука сообщает, что Иисусу Христу было около тридцати лет в пятнадцатый год правления римского императора Тиберия (Лк 3:1, 23). Тиберий получил власть в 14 году н.э., и пятнадцатым годом его правления является 28 год н.э. Таким образом, рождение Иисуса выпадает примерно на 3-2 год до н.э. Это неточная дата, поскольку Лука употребляет выражение «ὡσεὶ ἐτῶν τριάκοντα» или в дословном переводе «приблизительно лет тридцати» (Лк 3:23). Поэтому обычно историки дают допуск на эту дату плюс-минус пять лет. Большинство из них склоняется к датировке 5-4 год до н.э. Расчет более точной даты Рождества, также как и связанные с ним расчеты дат иных евангельских событий, описаны в другой моей книге (см. Стерх В. Библейская хронология). Здесь и далее мы не будем углубляться в подробные вычисления и ограничимся лишь упоминанием надежных дат, подтверждающихся корректными хронологическими расчетами, приведенными в вышеупомянутой книге.
Перепись Октавиана Августа Рассказывая о рождении Иисуса, евангелист Лука приурочивает это событие к проводимой в то время Римом переписи населения, прошедшей и на территории Иудеи, бывшей тогда римской провинцией (Лк 2:1-5). Традиционно переписи проводились в год индикции, когда число индикта года равнялось пятнадцати. Примечательно, что считающийся годом Рождества Христа 4 год до н.э., соответствующий 5505 году византийской эры, является годом индикции (I=15, поскольку 5505 делится на 15 без остатка). В годы правления Августа переписи обычно проводились через пятилетние промежутки. В некоторых случаях перепись могла сдвигаться на один год позднее по решению императора. Октавиан Август в числе переписей, которыми он руководил лично, упоминает перепись 8 года до н.э. в консульство Гая Цензорина и Гая Азиния (Деяния Августа, VIII). Нетрудно заметить, что между ней и переписью 4 года до н.э. лежит промежуток около 5 лет. Лука отмечает: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк 2:2). То, что Публий Сульпиций Квириний дважды был назначен наместником в Сирии, свидетельствует так называемая «Надпись из Тиволи» или «Titulus Tiburtinus» (CIL XIV 3613; ILS 918). О сирийской переписи при Квиринии упоминается в другой археологической надписи, известной как «Fragmentum Orsato» или «Titulus Venetus» (CIL III 6687; ILS 2683). О второй переписи Квириния пишет Иосиф Флавий (Иудейские древности, 17.13.5 и 18.1-4; Иудейская война, 2.8). Вторая перепись, по Флавию, проводилась в «в тридцать седьмом году после поражения Антония Цезарем Августом при Акции», то есть в 7 году н.э. или через 10 лет от первой переписи. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий