| Среди атеистов практикуются различные ритуалы или обряды: родительские ритуалы, психотерапия, свадьба, массовые шествия, инаугурации, похороны, мистерии. Леонид Яковлев ставит под сомнение вывод, являются ли эти ритуалы свидетельствами религиозности. По его мнению, атеистические обряды нерелигиозны, ведь они «не обусловлены верой в недоказуемое и не практикуются исключительно атеистами». Да и вообще, мол, подобным образом под поклонников религиозных ритуалов «можно подвести даже собирателей марок». Начнем с очевидного. Ссылка на то, что ритуалы «не практикуются исключительно атеистами», строго говоря, серьезным аргументом не является. Скорее наоборот, оппонент косвенно признает: ритуалы, по крайней мере, некоторые из тех, что распространены у атеистов, либо заимствованы у теистов, либо представляют их модификацию, то есть несут признаки религиозного происхождения. Атеистические обряды не только имеют религиозное происхождение, но и по сути являются религиозными. Это определяется не в плоскости «веры в недоказуемое», а по наличию элементов иррациональности. Обряд – это стереотипное действие, не имеющее явного практического смысла и носящее, в той или иной степени, символический характер. Поэтому обряд всегда нерационален, основан на вере в его необходимости, то есть это религиозный элемент. Является ли такое определение слишком широким, настолько, что будто бы охватывает собой филателию? Нет, это не так. Коллекционер действует руководствуясь тем, как понимает рыночную ценность собираемых предметов. Цена товара (марки и т.п.) реальна, может быть выражена денежном эквиваленте, исходя из рациональных соображений. К религии это не имеет прямого отношения. Таким образом, атеистические ритуалы вполне обоснованно определены как религиозные. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий