Советы бизнес-консультанта Главный бухгалтер, налоговая безопасность и деньги собственников Выпуск N376, 25.08.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007 Добрый день, уважаемые читатели! Этот выпуск подготовлен Наталией Морозовой. Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Я точно знаю, что не хотела бы организовывать свой бизнес (хотела бы – давно бы организовала). У меня много друзей-бизнесменов, и я видела, как они впахивали в период становления своих компаний. Если бы я так работала, то мой муж со мной бы развелся, это точно. А для меня семья (муж и трое детей) – на первом месте. Но дело не только в этом. Руководителю приходится расставаться с людьми, а для меня это очень тяжело. Особенно трудно расставаться с людьми хорошими. Но «хороший человек – это не профессия». В бытность свою главбухом и финдиром я уже страдала и мучилась, увольняя своих подчиненных (особенно тех, к кому по-человечески очень хорошо относилась). Сейчас я работаю сама по себе, но эта тема меня по-прежнему преследует. Только что получила СМС от собственника бизнеса, у которого недавно проводила стратсессию. Собственник просит поучаствовать в собеседовании с кандидатом на должность главбуха. Я понимаю, что результаты моего аудита повлияли на такое решение руководства холдинга. Не вопрос: я, конечно, поучаствую, и в итоге мы найдем профессионала. Но мне, чисто по-человечески, жаль их прошлого главбуха. Человек приятный, работает и на работе, и дома. Старается очень. А при этом, мать-мать-мать, такой бардак в официальной бухгалтерии, что, приди проверяющие, штрафов, пеней и недоимок будет миллионов на 10. И это без выбрасывания поставщиков, которые не понравятся фискалам. «Должная осмотрительность» отсутствует как класс. А сейчас наличие всех бумажек по ее проявлению абсолютно необходимо. Но об этом – в конце статьи. К сожалению, такая ситуация типична. Есть целая когорта главбухов, выполняющих некоторые функции финансового директора. Эта работа отнимает у них массу времени, а потому на отслеживание изменений законодательства и проверку работы подчиненных времени у них уже не остается. Как правило, занимаются такие люди, скажем так, элементами управленческого учета (назвать вещи своими именами в статье не могу). Притом этот участок работы очень плохо автоматизирован. Главбух тратит реально много времени для переноса и группировки цифр. Эксель – верх автоматизации. Так почему же главбух занимается не своими прямыми обязанностями, в результате чего страдает «белая» бухгалтерия? Версия главбуха: руководство вменило мне это в обязанность, не спросив, хватит ли у меня ресурсов на данную работу. Версия собственника: она сама, с удовольствием, вызывалась делать все, что связанно с управленческим учетом… Где же правда? Думаю, что где-то посередине. Просто главбуху осточертело заниматься своей работой… Следить за тем, что еще наваяли законодатели, не каждому интересно. А может быть, как в случае, с которого я начала, главбух никогда и не знал налоговое законодательство, так как ошибки связаны не с изменениями, а с базовыми нормами, которые прописаны в налоговом кодексе. А возможность заниматься управленческими вещами дает моральное право не заниматься основными профессиональными обязанностями. Главбух очень важная фигура. Ему я посвятила целую главу книги «О финансах легко и непринужденно» и статью «Финансовый директор и главный бухгалтер – близнецы-братья?». Это я все к чему? А к тому, что прежде чем предлагать главбуху функции финансового директора, стоит очень хорошо подумать , а стоит ли это делать. Искренне Ваша, Наталия Морозова P.S. Возвращаясь к обещанной ранее теме должной осмотрительности, хочу сказать следующее. Сейчас выездные налоговые проверки свелись, по сути, к следующему: фискалы ищут недобросовестных поставщиков, выбрасывают входящий НДС и расходы по сделкам с ними. А налогоплательщики, обложившись правильными бумагами (в частности «Регламентом по проявлению должной осмотрительности»), пытаются доказать, что они сделали все возможное, чтобы не общаться с жуликами. Как раз на эту тему 9 сентября состоится практикум «Налоговая безопасность и проверки в компании». Практикум актуален, потому что проверки ужесточаются, арбитражная практика для налогоплательщиков ухудшается. Хочу я этого или нет, но я нахожусь в гуще событий, так как, во-первых, проверки идут у моих клиентов, во-вторых, я получаю интересную информации «с той стороны», а в-третьих, меня саму не так давно три с половиной часа допрашивали. Ну как же я могу не поделиться знаниями и опытом? Хотя настроение от общения на эти темы у меня портится. Всего доброго! *** Полный структурированный архив рассылки >>> Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время). P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире! P.P.S. Также вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки вверху данного письма. С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW: www.mrybakov.ru Тел.: +7 (495) 926-26-09 E-Mail: info@mrybakov.ru Skype: mrybakov.partners FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder |
Комментариев нет:
Отправить комментарий