Алексей Осипов отмечает и признает основной недостаток апокатастасиса, но при этом недостаточно принципиален, чтобы сделать вывод об ошибочности данного учения. Оправдание своей позиции он формулирует в виде так называемой «тайны спасения». Ниже приведем фрагмент лекции профессора Осипова «Тайна вечности», произнесенной 5 апреля 2016 года в Московской Православной Духовной Академии: «Итак, мы стоим с вами перед двумя авторитетнейшими свидетельствами Священного Писания и святых отцов, которые говорят и об одном и о другом. Причем самое поразительное, хочу вам сказать, что вот те святые отцы, которых я вам приводил сейчас и которые так решительно пишут о спасении всех, вы перелистнете буквально страницу-другую и найдете у него же, у этого же отца, прямые высказывания о том, что праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники в муки вечные. Вы слышите? Это такой парадокс, перед которым действительно невольно человек задумается: так что же такое, где же истина? Мы стоим перед какой то странной и страшной тайной. Давайте подумаем. И мне кажется нетрудно понять перед чем мы стоим. Только стоило бы сказать Священному Писанию и отцам совершенно определенно, что спасется только ничтожненькая группа и только православных праведников, а миллиарды, все миллиарды, то есть фактически все человечество погибнет, то есть все грешники погибнут – каково же было бы сознание каждого верующего человека, который, простите меня, с ума не сошел и прекрасно понимает, что он грешник, я грешный, а все грешники пойдут в муку вечную. Так? Что? Отчаяние. И у кого отчаяние, а кто вообще тогда вообще на все наплюет. А представьте себе наоборот теперь. Если бы Священное Писание и отцы прямо сказали: нет-нет, будет всеобщее спасение, радуйтесь и веселитесь, ура! Ура, все равно спасемся! Не все ли равно теперь как жить? Вы слышите? Оказывается, если бы эта тайна была открыта, любая сторона, в любую сторону, любое положение, мы бы оказались – человеческое сознание верующего человека оказалось бы в страшной духовной катастрофе. В любом случае получается гибель. Божественное откровение в лице Писания и святых отцов скрыло это и, таким образом, глядя на Евангелие, как Господь заявил: я пришел не к праведникам, а для спасения грешников. Указаны многие примеры. Остается за человеком, за каждым из нас, что? Полная нравственная свобода жить так, как указал Господь. Да, я понимаю, что хотя я буду жить по заповедям, я не могу быть святым, это редкие может быть могут, и те сознавали себя грешниками. Но остается всегда надежда на то, учитывая этот сонм свидетельств, что спасение все таки будет для каждого искренне стремящегося к жизни по Богу. То есть эта тайна, в которой мы видим двойственность свидетельств, которые мы находим, оставляет за человеком, повторяю, нравственную полную свободу жить ли по совести и по заповедям или нет. Если было бы открыто точно, то, повторяю, понимаете, все погибнут, я не праведник, я знаю, что я грешный. И все. Или все [христиане] спасутся, как протестантизм учит: я верую, следовательно, спасусь. А, все теперь, море по колено. Вот оказывается в чем тайна вот этой двойственности свидетельств и Писания и святых отцов. Это тайна спасительная для каждого человека. Мы сохраняем свою нравственную духовную свободу в жизни. Вот, действительно, Божественная премудрость. Вот, оказывается, перед чем мы стоим». Прежде всего отметим явную нестыковку. Сначала Осипов постулирует: «…Святые отцы… решительно пишут о спасении всех». Затем, спустя несколько предложений, говорит противоположное: «Если бы Священное Писание и отцы прямо сказали: нет-нет, будет всеобщее спасение… человеческое сознание верующего человека оказалось бы в страшной духовной катастрофе». Наш профессор решительно и прямо заявляет, что святые якобы учили о всеобщем спасении и одновременно с этим не утверждали оного, ибо это была бы катастрофа. Этакое оруэлловское двоемыслие предназначено, вероятно, чтобы запутать слушающего и читающего. И вот когда тумана напущено предостаточно, тут то и преподносится осиповская «тайна спасения», которая по факту ничего не объясняет и ничего не дает – «то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Эта пустая, ничего не значащая тайна, в случае ее принятия, обесценивает как свидетельство святых отцов, так и Писание – авторитет их слов будет подавляться выдуманной «тайной спасения», суть которой следующая: нам ничего не известно и мы ничего не знаем. Так ли это на самом деле? Получив два взаимоисключающих утверждения, было бы опрометчиво уподобляться буриданову ослу, неспособному определиться с выбором и оттого погибающему. Наоборот, следует тщательно исследовать предлагаемые предметы, определив где ложь, а где истина. Причем выбор то очевиден, поскольку Осипов явно исповедует как минимум две идеи, которые несовместимы с апокатастасисом: a) признает невозможность покаяния после смерти; b) признает не имеющий прощения грех хулы на Святого Духа. Но вместо того, чтобы быть последовательным и логичным, профессор отдает предпочтение двоемыслию. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий