среда, 30 октября 2024 г.

Христианское чтиво N183

Subscribe.ru
Христианское чтиво N183
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Против Осипова (из книги "Апокалипсис. Спасение")
Логика против алогизма

Вернемся к побудительным мотивам Алексея Осипова, согласно его заявлению:

«Я только привел святых отцов, которые об этом говорят. И этого требует наука. Богословие – это настоящая наука. Нельзя в науке скрывать факты одни и говорить о других. Богословие – это наука, и когда мы видим, что целый ряд отцов пишет об этом, то мы должны честно сказать об этом. Я только сказал об этом. Но кто-то по непониманию, кто-то может быть по другим причинам, мне не хочется называть, приписывают это мне. Простите, я не утверждаю никак, что не будет вечных мук. Никак не утверждаю и противоположное».

Наука – это не только факты, но также их систематизация и анализ. О достоверности научных умозаключений можно судить по наличию в них логики и отсутствию противоречий.

Во-первых, мы имеем солидарное свидетельство Писания и отцов Церкви о том, что осужденные на Страшном Суде подлежат вечному наказанию. Это положение принято всей Церковью и не имеет серьезных возражений со стороны богословия.

Во-вторых, мы имеем высказанное отдельными лицами мнение, будто Писание и некоторые отцы учат о всеобщем спасении.

Первое и второе противоречат друг другу. Но сомневаться в первом положении у нас нет никаких веских резонов. Логика же нам подсказывает, что если первое есть истина, то противоположное ей второе – ложно. Следовательно, во втором утверждении скрыта ошибка или подмена.

Нет особой нужды доказывать первое. Учение о вечных муках приводится в Писании и Предании в самом прямом виде, не требующем дополнительного истолкования.

Утверждение второго требует некоторых усилий и целиком строится на определенном истолковании слов Писания и отцов.

По этой причине, когда Осипов утверждает, что «только приводит факты», то он лукавит, так как помимо фактов придает к ним и собственное толкование. И если истолкование содержит неверные посылы, то это неизбежно приводит к ошибочному результату.

Алексей Осипов замечает:

«Причем самое поразительное, хочу вам сказать, что вот те святые отцы, которых я вам приводил сейчас и которые так решительно пишут о спасении всех, вы перелистнете буквально страницу-другую и найдете у него же, у этого же отца, прямые высказывания о том, что праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники в муки вечные. Вы слышите? Это такой парадокс, перед которым действительно невольно человек задумается: так что же такое, где же истина?».

Парадокс – это высказывание, которое только кажется нелогичным, но все его части являются в равной степени доказуемыми или истинными. А если пытаться соединить истину и неправду, то это не парадокс, а софизм или демагогия.

Поэтому если кто-то из отцов недвусмысленно признает вечные муки для грешников, а через страницу пишет о спасении в широком смысле, то необходимо понимать, что святой не может противоречить сам себе, будучи в здравом рассудке. А если иной толкователь находит в этом противоречие, то оно содержится не у отца, а в худом толковании. Стоит исправить ошибку толкователя и противоречие исчезнет. Другого корректного выхода из этого алогизма не существует.

После такого предуведомления мы можем, наконец, перейти к обсуждению тех цитат из Писания и отцов о спасении, которые Осипов неверно понимает и тенденциозно толкует.

Набор цитат возьмем из следующих книг упомянутого автора: «Посмертная жизнь души. Из времени – в вечность. Беседы современного богослова» и «Путь разума в поисках истины».

(продолжение следует)


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво N182 Христианское чтиво N181 Христианское чтиво N180 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий