среда, 9 октября 2024 г.

Христианское чтиво N180

Subscribe.ru
Христианское чтиво N180
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Против Осипова (из книги "Апокалипсис. Спасение")
Блеск и нищета апокатастасиса

На первый взгляд, апокатастасис как будто бы являет собой сияющий бриллиант Божиего милосердия, желающего спасения каждого человека. Здесь можно вспомнить притчу о заблудившейся овце:

«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18:12-14; ср. Лк 15:3-7).

Но даже в этой притче Иисус для спасения ставит условием покаяние:

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15:7).

Тот же мотив спасительности покаяния видим и в притче о возвращении блудного сына (Лк 15:11-32).

О различии воздаяния для праведников и грешников Христос показывает в притче о талантах (Мф 25:14-30) и сходной с ней притче о минах (Лк 19:11-27). В них заключение о нерадивых служителях выносится весьма неутешительное: «У неимеющего [духовных плодов] отнимется и то, что имеет» (Мф 25:29; Лк 19:26).

Поэтому блеск идеи апокатастасиса оказывается фальшивым. В ней ошибочно полагается знак равенства между неоспариваемым желанием Бога о спасении всех и предполагаемым безусловным всеобщим спасением. Однако эти части уравнения далеко не тождественны.

Нужно отдать должное, Алексей Осипов не скрывает моральной и духовной нищеты апокатастасиса.

Если все спасутся, то нет разницы, творишь ли ты добро или зло – можешь делать все что угодно. Если все спасутся, то можно ничего не делать для спасения – зачем напрягаться, когда спасение гарантировано? Если все спасутся, то неважно, как и во что верить – и совершенно без разницы, веришь ли ты в Бога или нет.

Таким образом, апокатастасис являет тот же результат, как и безбожие: «Если Бога нет, то все позволено».

В этом обнаруживается связь современного апокатастасиса с его оригеновым прототипом. Ориген видел механизм всеобщего спасения в реинкарнации, то есть в «чистке кармы» в череде перерождений, свойственной для восточной философии, в том числе для буддизма. А как известно, буддизм является атеистической религией, поскольку отрицает существование Бога. Буддийское понимание спасения заключается в представлении об уходе от страданий через прекращение реинкарнационного цикла рождения и смерти. Конечная цель буддиста – это паринирвана или духовное самоубийство, полная аннигиляция личности.

Сторонники апокатастасиса, если бы были до конца последовательными, аналогичным образом пришли бы к мысли об эвтаназии как наиболее быстрому способу отойти в мир иной и тем самым приблизиться к конечной участи, поскольку в их понимании суицид не является препятствием для спасения. Ведь спасутся то в любом случае все, или нет?

С другой стороны, протестантский взгляд на спасение недалеко ушел от апокатастасиса, как оригеновского, так и посторигеновского. Протестанты полагают, что для обретения личного спасения нужно лишь верить в Спасителя. Оригенисты же убеждены во всеобщем спасении лишь на основании собственной веры в безусловное спасение в конце цикла перерождений.

Велика ли разница?

Осипов довольно критически высказывается по поводу протестантской сотериологии и в то же время – если не защищает, то и не изобличает апокатастасис. Это не что иное как двойные стандарты, игнорирующие протестантский взгляд на спасение как частный случай апокатастасиса.

Протестантизм говорит: спасутся все христиане. Апокатастасис провозглашает, что спасутся все, в том числе христиане. Следовательно, апологеты апокатастасиса не имеют морального права порицать протестантское мнение о безусловном спасении всех христиан.

(продолжение следует)


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво N179 Христианское чтиво. Внеплановый выпуск N33 Христианское чтиво. Спецвыпуск N20 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий