3a. Общий взгляд на структуру и содержание Нового Завета Книги в Библии располагаются, как правило, по хронологии их написания – от ранних к поздним. При этом книги, близкие по жанру (исторические, пророческие), обычно группируют вместе. Этот принцип справедлив и для новозаветной части Библии. Новый Завет структурно можно разделить на четыре части: Евангелия, Деяния, Послания и Апокалипсис. Канон включает четыре Евангелия, представляющих собой описание жизни и учения Иисуса Христа. Каждое из Евангелий (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), подает историю об Иисусе с определенного ракурса, совпадая друг с другом в принципиальных моментах. Насколько Евангелия гармонизируют друг с другом, можно оценить, если попытаться соединить эти четыре рассказа в единое повествование. Вариант такого соединения продемонстрирован в моей книге «Соборное Евангелие». Книга Деяний святых апостолов начинается со свидетельства о Вознесении Иисуса Христа, потом приступает к описанию становления ранней Церкви, а затем переходит к истории апостола Павла. После Деяний следует блок апостольских Посланий. Через эпистолярный жанр приоткрывается круг вопросов, волновавший Церковь первого века. Для современного читателя эти послания привлекают не только исторический интерес, но также имеют авторитетное значение в толковании отдельных положений христианского учения. Завершается Новый Завет (и Библия в целом) книгой Откровения апостола Иоанна Богослова, также известной как Апокалипсис. Центральной темой Откровения является духовный взгляд на историю, конечные судьбы мира и человечества. В структуре Нового Завета прослеживается смысловая взаимосвязь между книгами, а в каждой из них присутствует внутренняя логика и понятное содержательное изложение. Евангелия и Деяния, будучи историческими книгами, преподносят события в хронологической последовательности. 3b. Общий взгляд на структуру и содержание Корана Коран не включает историю создания ислама, нет в нем и полноценного канонического жизнеописания Мухаммеда. По сути дела, содержание Корана – это неупорядоченный набор проповедей, называемых сурами. В тексте Корана не наблюдается какая-либо четкая структура. Суры тематически разрозненны, расположены не в хронологическом порядке, а в основном по убыванию объема. Смысловая взаимосвязь между сурами отсутствует. «Содержание книги включает пересказ библейских историй, событий доисламской Аравии и древнего мира, нравственные и юридические установления, полемику с немусульманами, описание страшного суда и посмертного воздаяния и т.п. Большинство сур, за исключением пяти, объединяют отрывки, произнесенные в разное время и по разным поводам. Композиция книги выглядит формальной, характерны резкие смысловые и тематические переходы, неясности, повторы, бессвязное повествование. Большая часть Корана представляет собой рифмованную прозу, не имеющую постоянного размера и рифмы» (Максимов Г. Православие и ислам). Повествование в сурах ведется то от первого лица, то от третьего лица, поэтому не всегда очевидно от кого исходит обращение и к кому оно адресовано. Коранический текст часто путанный, его понимание местами крайне затруднено. При прямом сравнении Коран проигрывает Новому Завету по ясности изложения. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий