2b. Точность передачи Корана Иисус Христос учил: «Какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф 7:2). Поэтому обратим взгляд на проблему сохранности текста Корана. При жизни Мухаммеда распространение его прорицаний осуществлялась обыкновенно в устной форме. Создатель ислама не писал Коран и не вел никаких записей. При этом никто даже из его ближайшего окружения не обладал полным собранием сур. Некоторое время после смерти Мухаммеда попыток собрать письменный Коран также не предпринималось. Ситуация изменилась когда в битве при Ямаме погибло много знатоков аятов, из-за чего некоторые суры оказались безвозвратно утерянными. Тогда халиф Абу Бакр обязал писца Зайда ибн Сабита начать работу по собранию оставшихся коранических текстов в виде книги, то есть Корана. Эта работа была завершена при халифе Умаре. Между тем, не все остались довольны первоначальным Кораном Зайда. Среди мусульман часто возникали споры относительно точности записи сур. Параллельно имели хождение альтернативные варианты Корана и его фрагментов. Около 650 года халиф Усман поручил Зайду отредактировать Коран с учетом замечаний знатоков. Был создан новый официальный экземпляр Корана, а все остальные его версии уничтожили. Казалось бы, с этого момента проблема разночтений в Коране должна была устраниться. Но это не совсем так. Например, если сравнить Самаркандский Коран (рукопись VIII века) и Египетский Коран (выверенное издание 1924 года), то увидим, что в поздней версии аята 2:284 слово «он» заменено на слово «Аллах», а в аяте 3:37 версии 1924 года добавлено слово «воистину», которого нет в древнем тексте, а в аяте 3:78 кем-то внесена добавочная фраза, которой изначально не было. Большая подборка отличий между разными рукописями Корана приведена на сайте https://answering-islam.org Российский арабист и исламовед Ефим Резван отмечает, что многие ранние рукописи Корана, в частности, йеменский Санаайский палимпсест [DAM 01-27.1], содержат множество отличий от современного «стандартного» Корана, в том числе: разное количество айятов, отличающиеся «чтения», иной порядок следования сур. В результате исследователь приходит к закономерному выводу: «Таким образом, сегодня очевидно, что реальная история фиксации текста Корана, сохраненная для нас ранними рукописями, самым серьезным образом отличается от той, что нам сохранила [исламская] традиция. Лишь анализ рукописей позволит восстановить подлинную историю постепенной фиксации [коранического] канона» (Резван Е. Коран и его мир, часть 2, глава 1). Можно уверенно сказать, что Пол Уильямс напрасно доверился уверениям мусульманских «специалистов» относительно безупречной сохранности текста Корана. Следовало немного глубже изучить этот вопрос, дабы не впадать в антинаучную иллюзию. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий