среда, 2 апреля 2025 г.

Христианское чтиво N200

Subscribe.ru
Христианское чтиво N200
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Гармония Евангелий (Расширенная версия)
Раздел 4. Критическое безумие.
Автор Евангелия от Марка (часть 1)

Говоря о следующем евангелисте, апостоле Иоанне Марке, Руслан Хазарзар воспроизводит общеизвестную информацию «из церковного предания». Опровергнуть ее критик не в состоянии, поэтому ограничивается лишь претензией на некоторое различие сведений в источниках о времени написания этого Евангелия:

«Именно Марк, по мнению Иринея (Iren.Haer.III.1:2{1:1}; Eus.HE.V.8:3), записал свои воспоминания после смерти Петра и Павла. Напротив, Климент Александрийский полагал: «Евангелие от Марка возникло при таких обстоятельствах: Петр, будучи в Риме и проповедуя Христово учение, излагал, исполнившись духа, то, что содержится в Евангелии; слушавшие – а их было много – убедили Марка, как давнего его спутника, помнившего все, что тот говорил, записать его слова; Марк так и сделал и вручил это Евангелие просившим; сам Петр, узнав об этом, не запретил Марку, но и не поощрил его» (Eus.HE.VI.14:6-7). Наконец, Евсевий (Eus.HE.II.15:2) заявляет, что Петр, узнав об этом, возрадовался людскому рвению и разрешил читать это сочинение в экклесиях; при этом Евсевий ссылается на тот же самый труд Климента, из которого он позднее приводит цитированное выше замечание, что Петр к этому делу совершенно не причастен. Канон Муратори (Fragmentum Muratorianum, 1), в свою очередь, утверждает, что Марк присутствовал при многих событиях, о которых повествует» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.3).

Во-первых, Ириней не утверждает, что Марк «записал свои воспоминания после смерти Петра и Павла», он говорит несколько иначе: «Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром» (Против ересей, 3.1.1). То есть Ириней указывает на распространение Евангелия от Марка в созданных Петром и Павлом общинах, когда апостолы уже не могли лично в них проповедовать («после их отшествия»). Написано же Евангелие было еще при жизни апостола Петра, о чем сообщают Климент Александрийский и Папий Иерапольский (см. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, 8). Евсевий Кесарийский добросовестно воспроизводит эти сведения (Церковная история, 2.15.1-2; 5.8.3; 6.14.6-7).

Во-вторых, никакой путаницы мнений о датировке Евангелия от Марка нет ни у Климента, ни у Евсевия. Указание же Климента, о том, что Петр сначала «не запретил Марку, но и не поощрил его», а впоследствии «узнав по откровению Духа то, что свершилось, возрадовался людскому рвению и разрешил читать это Евангелие в Церквах», нельзя не признать вполне логичным.

Хазарзара также смущают слова Папия о «недолжном» порядке изложения в Евангелии от Марка: «Марк был переводчиком Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил; заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно» (Евсевий Кесарийский. Церковная история, 3.39.15-16). Далее критик выдвигает гипотезу о том, что Папий сравнивал повествование Марка с Евангелием от Иоанна как с образцом «должного» порядка изложения.

На самом деле все четыре Евангелия основные события рассказывают в одном и том же порядке, а в части неосновных моментов каждое из Евангелий имеет свои особенности. Расстановка малых событий Евангелий в хронологическом порядке – это вопрос, требующий отдельного исследования. Но Хазарзар даже не пытается всерьез затрагивать данную тему…

(продолжение следует)


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво N199 Христианское чтиво N198 Христианское чтиво N197 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий