Говоря о четвертом евангелисте, Руслан Хазарзар пишет: «Первое упоминание, что апостол Иоанн написал в Эфесе свое Евангелие, относится к 70-м годам II века. Так, Ириней после упоминания, что Лука записал со слов Павла свое Евангелие, утверждает: «Затем Иоанн, ученик Господа, возлежавший у Него на груди (Ин 13:23, 25; 21:20. – Р.Х.), написал Евангелие, пребывая в Эфесе Асийском». Однако Ириней не поясняет, слышал ли он про это от Поликарпа, своего учителя и ученика Иоанна (Iren.Haer.II.2:4{2:5}; Eus.HE.V. 23, 24,25,29,42). Примерно в то же время епископ Антиохии Феофил (Eus.HE.IV.24:1) также говорил положительно, что автор четвертого Евангелия – Иоанн <…> (Theophilos.Ad Autolycum.II.22). И это же самое около 200 (? – В.С.) года подтвердил Канон Муратори (9 и след.). Однако Дионисию Александрийскому (Eus.VII.25:1-27) удалось обнаружить полную неоднородность Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса (Откровения Иоанна), а современная филология путем скрупулезного лексического анализа обосновала, что если апостол Иоанн является автором Евангелия, то он не мог быть автором Апокалипсиса, и наоборот. С религиозной точки зрения эти книги занимают те противоположные полюсы, какие только могут занимать новозаветные сочинения. Апокалипсис, в котором язычество, т.е. то, что не относится к еврейству, представляется антихристианским началом (Откр 2:9; 3:9), является наиболее иудаистской книгой Нового завета, тогда как автор Евангелия от Иоанна, в котором слово «иудей» чуть ли не является синонимом выражения «враг Бога», чужд иудейству еще более, чем апостол Павел. Трудно представить более решительную противоположность, чем та, которая существует между автором Апокалипсиса, который видит в Иерусалиме, хотя и «новом», центр Царства Христа (Откр 21:2, 10 и след.), и автором четвертого Евангелия, в котором Иисус отвергает значение Иерусалима и горы Гаризим и высказывается за поклонение Богу «в духе и истине» (Ин 4:21, 23)» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.5). Самые ранние ссылки на Евангелие от Иоанна находим у Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского (ум. ок.110), одного из учеников Иоанна Богослова. В Послании к Магнезийцам: «Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть Слово Его вечное, происшедшее не из молчания, и Который во всем благоугодил Пославшему Его» (Магн 8; ср. Ин 1:1; 8:28-29). В Послании к Римлянам: «Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремленное к Богу» (Римл 7; ср. Ин 12:31; 14:30; 16:11). В Послании к Филадельфийцам: «И меня хотели некоторые обольстить по плоти, но дух, будучи от Бога, не обольщается. Ибо он знает, откуда приходит и куда идет, и обличает сокровенное» (Филад 7; ср. Ин 3:8); «Хороши священники, но превосходнее Первосвященник, Которому вверено Святое святых, Которому одному вверены тайны Божии. Он есть дверь к Отцу, которою входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки и апостолы и Церковь» (Филад 9; ср. Ин 10; 14:6). Такие параллели показывают, что Игнатий хорошо знал четвертое Евангелие. Его преемник по епископской кафедре, Феофил Антиохийский пишет еще определеннее: «Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: "в начале было Слово, и Слово было у Бога", показывая этими словами, что сперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: "и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено" (Ин 1:1-3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено, Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте» (Послание к Автолику, 2.22). Древние писатели единодушно считают апостола Иоанна автором четвертого Евангелия: Поликрат Эфесский (Письмо Виктору, епископу Римскому); Ириней Лионский (Против ересей, 2.2.5), Иероним Стридонский (О знаменитых мужах, 9), Евсевий Кесарийский (Церковная история, 3.18.1; 3.23.1; 3.24) и другие. Попадание Евангелия от Иоанна, как и других трех Евангелий, в канон Нового Завета обусловлено церковным признанием за ними апостольского авторства. В частности, автор Канона Муратори (Ипполит Римский) пишет: «Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, [одному] из учеников [Иисуса]» (Fragmentum Muratorianum, 9). Аналогичным образом, как творение апостола Иоанна, последнее Евангелие признавали и другие древние каноны (см. Брюс Мецгер. Канон Нового Завета). Отдельно следует отметить предвзятость свидетельства Дионисия Александрийского, но не в отношении четвертого Евангелия, а в отношении Апокалипсиса… (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий