среда, 23 апреля 2025 г.

Христианское чтиво N202

Subscribe.ru
Христианское чтиво N202
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Гармония Евангелий (Расширенная версия)
Раздел 4. Критическое безумие.
Автор Евангелия от Луки

Говоря о третьем евангелисте, Руслан Хазарзар пишет:

«Если задаться вопросом, почему третье Евангелие приписывается Луке и почему именно он, евангелист, считается сотоварищем Павла (Hier. De viris ill. 7), то ответ на этот вопрос содержится, по-видимому, в книге Деяний апостолов, ибо в этом труде повествователь местами выступает в качестве спутника Павла (Деян 16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1-28, 37). А так как тот же спутник Павла сопровождал апостола до Рима и так как в посланиях, написанных, возможно, Павлом во время его римского заточения, между прочим упоминается о Луке (Кол 4:14; Фил 24 [Флм 1:24]; ср. 2 Тим 4:10), то и явилось двоякое предположение о том, что именно Лука был спутником Павла и что он же, Лука, является автором Деяний апостолов, а следовательно, и Евангелия, как следует из предисловий к обоим трудам.

Однако первое из этих предположений достаточно произвольно: во-первых, потому, что аутентичность посланий Павла, написанных в темнице, сомнительна, а во-вторых, потому, что Лука был не единственным спутником Павла. Второе предположение покоится на умозаключении, что ежели рассказчик в некоторых местах Деяний апостолов сближает себя с апостолом Павлом и говорит мы, то, значит, он и является автором всего труда. Такой вывод все же не вполне убедителен, ибо если бы говорящий в указанных местах был также автором всего труда, то он, наверно, всякий раз упоминал бы, куда и откуда он явился; крайне странное внезапное появление и исчезновение местоимения мы можно объяснить, в частности, тем предположением, что позднейший автор заимствовал некоторые места из мемуаров какого-то, нам неведомого, спутника Павла и целиком включил их в свой рассказ» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.4).

Авторство Луки в отношении Евангелия и Деяний проистекает прежде всего из Священного Предания, как об этом свидетельствуют древние писатели (Ириней Лионский. Против ересей, 3.1.1; Евсевий Кесарийский. Церковная история, 5.8; Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, 7). А то, что только Лука был постоянным спутником Павла, подтверждает сам апостол: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2 Тим 4:10).

За неимением достойных альтернатив, критику не остается ничего как принять традиционную точку зрения:

«Короче говоря, и с авторством третьего Евангелия не все ясно. Впрочем, я считаю, что третий евангелист, именуемый мною далее Терциусом (от лат. tertius – третий), и автор Деяний апостолов – одно и то же лицо; в пользу этого мнения убедительно говорят предисловия к обоим трудам. Мало того, я склоняясь к точке зрения, что Терциус действительно был спутником Павла, которого апостол называл «Лукой, врачом возлюбленным» (Кол 4:14). А что касается мы-отрывков [sic] в Деяниях апостолов, то, видимо, они являются не мемуарами таинственного спутника Павла, а путевыми заметками Терциуса-Луки, которые он впоследствии включил в свой труд» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.4).

Поскольку критик поспешно сдался признанием авторства Луки, то обсуждать этот вопрос далее нет необходимости.

(продолжение следует)


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво. Внеплановый выпуск N35 Христианское чтиво Христианское чтиво N200 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий