Говоря о третьем евангелисте, Руслан Хазарзар пишет: «Если задаться вопросом, почему третье Евангелие приписывается Луке и почему именно он, евангелист, считается сотоварищем Павла (Hier. De viris ill. 7), то ответ на этот вопрос содержится, по-видимому, в книге Деяний апостолов, ибо в этом труде повествователь местами выступает в качестве спутника Павла (Деян 16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1-28, 37). А так как тот же спутник Павла сопровождал апостола до Рима и так как в посланиях, написанных, возможно, Павлом во время его римского заточения, между прочим упоминается о Луке (Кол 4:14; Фил 24 [Флм 1:24]; ср. 2 Тим 4:10), то и явилось двоякое предположение о том, что именно Лука был спутником Павла и что он же, Лука, является автором Деяний апостолов, а следовательно, и Евангелия, как следует из предисловий к обоим трудам. Однако первое из этих предположений достаточно произвольно: во-первых, потому, что аутентичность посланий Павла, написанных в темнице, сомнительна, а во-вторых, потому, что Лука был не единственным спутником Павла. Второе предположение покоится на умозаключении, что ежели рассказчик в некоторых местах Деяний апостолов сближает себя с апостолом Павлом и говорит мы, то, значит, он и является автором всего труда. Такой вывод все же не вполне убедителен, ибо если бы говорящий в указанных местах был также автором всего труда, то он, наверно, всякий раз упоминал бы, куда и откуда он явился; крайне странное внезапное появление и исчезновение местоимения мы можно объяснить, в частности, тем предположением, что позднейший автор заимствовал некоторые места из мемуаров какого-то, нам неведомого, спутника Павла и целиком включил их в свой рассказ» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.4). Авторство Луки в отношении Евангелия и Деяний проистекает прежде всего из Священного Предания, как об этом свидетельствуют древние писатели (Ириней Лионский. Против ересей, 3.1.1; Евсевий Кесарийский. Церковная история, 5.8; Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, 7). А то, что только Лука был постоянным спутником Павла, подтверждает сам апостол: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2 Тим 4:10). За неимением достойных альтернатив, критику не остается ничего как принять традиционную точку зрения: «Короче говоря, и с авторством третьего Евангелия не все ясно. Впрочем, я считаю, что третий евангелист, именуемый мною далее Терциусом (от лат. tertius – третий), и автор Деяний апостолов – одно и то же лицо; в пользу этого мнения убедительно говорят предисловия к обоим трудам. Мало того, я склоняясь к точке зрения, что Терциус действительно был спутником Павла, которого апостол называл «Лукой, врачом возлюбленным» (Кол 4:14). А что касается мы-отрывков [sic] в Деяниях апостолов, то, видимо, они являются не мемуарами таинственного спутника Павла, а путевыми заметками Терциуса-Луки, которые он впоследствии включил в свой труд» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.4). Поскольку критик поспешно сдался признанием авторства Луки, то обсуждать этот вопрос далее нет необходимости. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий