среда, 31 июля 2024 г.

Христианское чтиво N172

Subscribe.ru
Христианское чтиво N172
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Гармония Евангелий (Расширенная версия)
Раздел 2. Сравнение Евангелий.
Воскресение Иисуса Христа

События утра Воскресения четыре евангелиста излагают по разному.

Матфей (Мф 28:1-8). Мария Магдалина и другая Мария [мать Иакова меньшего и Иосии (Мк 15:40; ср. Мф 27:56, 61)] идут посмотреть гроб Иисуса. Происходит землетрясение. Ангел отваливает камень от двери гроба на глазах у изумленных стражников. Ангел сообщает женщинам, что Иисус воскрес и передает сообщение для Его учеников. Женщины убегают, чтобы возвестить это апостолам.

Марк (Мк 16:1-8). Мария Магдалина, Мария Иаковлева [и Иосиева (Мк 15:47)] и Саломия [мать сыновей Зеведеевых (Мф 27:56; ср. Мк 15:40)] идут к гробу, чтобы помазать Иисуса ароматными маслами. Придя, они видят камень отваленным от двери гроба. Ангел сообщает женщинам, что Иисус воскрес и передает сообщение для Его учеников. Женщины убегают, и решают никому об этом не рассказывать.

Лука (Лк 24:1-12). Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна [жена Хузы (Лк 8:3)] и другие женщины идут к гробу, чтобы помазать Иисуса ароматными маслами. Придя, они видят камень отваленным от двери гроба. В гробнице они не обнаруживают тела Иисуса. Женщинам являются два ангела. От ангелов они узнают о воскресении Иисуса. Женщины возвратившись, сообщают об этом апостолам, но те не верят услышанному. Однако апостол Петр побежал к гробу и нашел там только погребальные пелены.

Иоанн (Ин 20:1-11). Мария Магдалина прибегает ко гробу. Она видит камень отваленным от двери гроба. Мария бежит к апостолам и сообщает Симону Петру и Иоанну о пустой гробнице. Вместе они приходят к гробнице. Петр находит внутри погребальные пелены. Апостолы возвращаются обратно, а Мария остается плакать у гроба.

Критики задаются вопросом: был ли Иисус погребен по Иудейскому обычаю? С одной стороны, Евангелие от Иоанна дает положительный ответ: «Пришел [вместе с Иосифом Аримафейским] также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр [фунтов (ср. Ин 12:3)] около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин 19:39-40). С другой стороны, остальные евангелисты сообщают лишь об обвитии тела плащаницей, принесенной Иосифом Аримафейским (Мф 27:59; Мк 15:46; Лк 23:53). При этом Матфей говорит, что женщины пришли посмотреть на гроб Иисуса (Мф 28:1), а Марк и Лука говорят, что женщины принесли с собой ароматы, чтобы помазать Иисуса (Мк 16:1; Лк 24:1).

На недоумение критиков можно ответить так. Иисус был погребен по Иудейскому обычаю, включая возлитие благовоний, но это не мешало почитавшим Его женщинам сделать для Учителя особое возлияние ароматов. Здесь будет уместно вспомнить два случая из Евангелий, где Иисусу оказывались особые почести помазанием. Во-первых это история с грешницей, возлившей на Его ноги драгоценное миро (Лк 7:36-50; СЕ 55). Во-вторых, это история с Марией, сестрой Лазаря (Ин 11:2), возлившей фунт нардового мира также на Его ноги (Ин 12:1-11; СЕ 141). Хотя Матфей не сообщает о приготовлении женщинами ароматов для помазания тела Иисуса, но он и не опровергает свидетельство Марка и Луки (Мк 16:1; Лк 24:1).

Также критиков беспокоит вопрос о том, когда женщины купили ароматы. Лука говорит о приготовлениях в пятницу: «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк 23:54-56). Марк указывает на приготовления в воскресенье: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк 16:1).

Здесь сомнения критиков развеять достаточно просто. Ведь женщины могли часть благовоний приобрести в пятницу, а другую часть в воскресенье.

Очередной вопрос занимает критиков: сколько женщин пришло ко гробу Иисуса? Иоанн сообщает об одной Марии Магдалине (Ин 20:1). Матфей добавляет к ней другую Марию, мать Иакова и Иосии (Мф 28:1; ср. Мф 27:56, 61). Марк указывает, что помимо двух Марий была также и Саломия (Мк 16:1). Лука пишет о неопределенном количестве женщин: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними» (Лк 24:10).

Разумеется, ко гробу пришла целая группа женщин. И если Матфей с Марком упоминают только двух или трех наиболее известных из них, то этим они нисколько не входят в противоречие с Лукой. Особого объяснения требуют лишь показания Иоанна. Он вполне определенно утверждает, что первой к гробу пришла одна Мария Магдалина. Но была ли причина, которая побудила бы Марию оторваться от группы женщин-мироносиц, чтобы первой прибежать к гробнице Иисуса? При внимательном рассмотрении обстоятельств воскресного утра таковая причина обнаруживается. Матфей удостоверяет, что в момент, когда ангел отваливал камень от входа в гроб, произошло землетрясение (Мф 28:2). Несомненно, именно это событие встревожило Марию Магдалину, и она устремилась вперед, чтобы быстрее добежать до места захоронения. Несколько позже, преодолевая испуг, подошли и другие женщины.

Сколько ангелов предстало женщинам? Один (Мф 28:5; Мк 16:5) или два (Лк 24:4)? Разумеется, ангелов было двое. И хотя Лука передает ангельское сообщение от лица их обоих, понятно, что это лишь фигура речи. Очевидно, говорил лишь один ангел, поэтому Матфей и Марк упоминают только одного ангела. Весьма вероятно, этих же двух ангелов видела позже в гробнице и Мария Магдалина (Ин 20:12).

Сообщили или нет женщины о воскресении Иисуса апостолам? Матфей и Лука отвечают на этот вопрос положительно (Мф 28:8; Лк 24:9). Марк как будто бы это отрицает: «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк 16:8). Свидетельство Марка нужно понимать в том смысле, что женщины из-за страха не хотели никому рассказывать о произошедшем. Но если потом они передумали и все же оповестили апостолов, то что их к этому побудило? Несомненно на их решение повлияла встреча с воскресшим Иисусом на обратном пути (Мф 28:9) и Его ободряющие слова: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим» (Мф 28:10).

Теперь, после того, как мы разобрали основные недоумения критиков, можно изложить историю событий утра Воскресения в хронологической последовательности, совместив информацию четырех евангелистов воедино.

Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие женщины идут к гробу, чтобы помазать Иисуса ароматными маслами. Ангел отваливает камень, происходит землетрясение. Мария Магдалина прибегает к гробнице. Она видит камень отваленным от двери гроба. Мария бежит к апостолам и сообщает Симону Петру и Иоанну о пустой гробнице. Женщины приходят к открытому гробу. В гробнице они не обнаруживают тела Иисуса. Женщинам являются два ангела. Ангел сообщает женщинам, что Иисус воскрес и передает сообщение для Его учеников. Женщины убегают, и решают никому об этом не рассказывать. Симон Петр, Иоанн и Мария Магдалина приходят ко гробу. Петр находит внутри погребальные пелены. Апостолы возвращаются обратно, а Мария остается плакать у гроба. По дороге женщины встречают воскресшего Иисуса, после чего сообщают об этом апостолам, но те не верят услышанному (СЕ 175-179, 182-183).

(продолжение следует)


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво N171 Христианское чтиво N170 Христианское чтиво N169 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий