Советы бизнес-консультанта Выпуск N383, 05.10.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с января 2007 Ваш масштаб Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Есть люди-озера, Есть люди-реки, Есть люди-океаны. А есть люди-лужи. Константин Кинчев (вольный пересказ давнего интервью) Я в Черногории на коротком отдыхе, и в сознании образовалось свободное место для большой темы – ура! Похоже, что я написал новую программную статью. *** Кстати, о чем еще вы хотели бы прочесть в моих работах? Пишите. Ваши отклики важны для меня и помогают сделать рассылку еще более интересной. Новые яркие темы и запросы – возможность роста: для вас и для меня. Не одними бизнес-процессами да наведением порядка жив человек :) *** У каждого человека есть масштаб. Определить свой масштаб очень важно. - С одной стороны – чтобы в конце жизни (и в промежуточных точках: 33, 40, 60 лет) не стало мучительно больно.
- А с другой – чтобы не «порвать ширинку», делая слишком большие шаги в погоне за ветряными мельницами.
Я, например, несколько лет назад сформулировал, что территория развития моего Дела – все русскоязычное пространство. Зачем так широко? Ведь в одной Москве потенциальных клиентов предостаточно. Это так, но… тесно как-то… Россия большая, а сколько русскоязычных людей живет в соседних странах, сколько в эмиграции по всему миру! То, чем мы занимаемся, им – действительно нужно. В то же время я пока не хочу выходить на более широкий рынок, в первую очередь англоязычный. Моя работа заточена на решение проблем и задач, специфических для нашего менталитета. И работы тут – внукам хватит! Кто их решит, кроме нас? Не царь же-батюшка… С масштабом деяний бывает и иначе. Как-то я встретил бывшего одноклассника. Сейчас он владелец рекламной газеты в небольшом подмосковном городе Жуковский. На мой удивленный вопрос «Почему ты остался тут?» он ответил: «Я пытался выйти на Москву, но для меня это слишком напряжно. Да и в наш городской рынок еще не весь охвачен». А когда-то в классе он был одним из неформальных лидеров. Практическое задание. А какой масштаб у вас? Озеро, океан, или… | Я много консультирую. В основном владельцев бизнеса и руководителей. Но порой и других людей по разным жизненным вопросам: как коуч, как психотерапевт. И очень часто запрос человека не решается в том масштабе, в котором он сейчас живет и/или ведет бизнес. Несколько живых примеров. - Талантливая и ответственная девушка работает в дочерней строительной компании крупной гос-корпорации. Все спокойно, зарплата и работа стабильная, с неба не капает. Ну о чем еще можно мечтать? Но ей скучно. Есть понимание, что расти особо некуда: ни в карьерном, ни в профессиональном смысле.
Через несколько месяцев после нашего общения я узнаю, что она создала свое Дело. В нем границ нет – услуги действительно профессионального и честного сметчика востребованы по всей России. А после нашего следующего разговора у нее в команде уже работает команда. Тоже фрилансеры – тщательно отобранные и обученные ею. По бизнес-процессам и стандартам качества, которые она задала и контролирует. А еще она наконец-то вышла замуж и стала счастливой мамой :) До этого система давила, не оставляла в жизни места как для творчества, так и для семьи. - Парень из небольшого сибирского городка пробует себя в разных занятиях: что-то перепродает, оказывает разные услуги людям и предприятиям. На несколько лет переезжает в областной центр – пытается найти себя там. Но… все не то.
А потом вдруг понимает, что его масштаб – страна. И за пару лет выстраивает компанию, представленную более чем в 50 городах. При этом он вернулся в свой родной городок, много делает для него. Там же головной офис. А по все стране работают его представители. Его сайт и реклама устроены так, что в каждом городе компания «местная», все обращения клиентов переводятся с региональных площадок и телефонных номеров в единый современный колл-центр. Он создает рабочие места для своих земляков (там плохо с работой) и при этом экономит на зарплате – в небольших городах она ниже, чем в мегаполисах. - Региональная компания занимается пожарной безопасностью. Настраивает оборудование, помогает организациям готовиться к проверкам и проходить их. Работают на совесть, но реальные результаты не сильно востребованы клиентами – большинству нужна лишь бумажка, помогающая «отбиться» от инспекторов. Какая-то прибыль есть, но где вдохновение? Не помогают ни MBA, ни всевозможные тренинги.
В один прекрасный момент (кстати, после нашего бизнес-лагеря) приходит понимание, что оборудование, которое они импортируют, продают и устанавливают – реально производить самим в России. Да еще и с лучшими характеристиками. И вот тут, как говорится, поперло. Первые месяцы предзаказов столько, что вопрос: как их все грамотно и четко выполнить? Конечно, в денежном плане компания тоже выходит на новый уровень. И таких примеров много. В том числе свежие, кризисных лет. *** Все, написанное выше, – про то, как раздвинуть рамки, снять ограничения, которые нам привили в детстве. Но полно и обратных примеров. Я часто спрашиваю клиентов, к чему они стремятся, куда ведут свои компании. В начале нашего общения стандартный ответ, который я слышу – к росту. Как правило, росту оборотов, прибыли, числа сотрудников, региональному охвату и т.п. Практическое задание. А что такое масштаб – для вас? В чем вы измеряете масштаб своей жизни? А чем – масштаб бизнеса? Это важно. | Следующий вопрос, который я задаю: а зачем вам это? Как правило, он вводит в ступор. Или вызывает сопротивление: «Как зачем? Что, Вы хотите сказать, что расти не нужно? А что же тогда?..» Практическое задание. А вы стремитесь к росту? Если да, то зачем? | Я не знаю, нужен ли вам и вашему бизнесу рост на текущем этапе развития. Но точно знаю, что сам по себе он не приносит долгосрочного счастья. Дает адреналин – это правда. Но очень-очень часто рост становится своего рода наркотиком. Который держит своего хозяина железной хваткой. Жить некогда – расти нужно! Конечно, хочется побольше «вассалов», покруче дом и машину, любовниц побольше… Зачем? А зачем об этом думать? Гигантомания касается не только бизнеса, но и, к примеру, страны: больше-больше территорий! И не дай Бог поставить это под сомнение... Растем экстенсивно, какая тут на фиг эффективность! См. «Результативность и эффективность бизнеса и жизни» (часть 1, часть 2). Большинство людей и организаций живет инстинктами, врожденными базовыми программами. А какие из них основные? - Выжить,
- Размножиться,
- И вырасти масштабами.
Это применимо к любому живому существу и организации. Подробнее – в статье «Инстинкт – Традиция – Свобода». Плохо ли это? Хорошо! До тех пор, пока помогает людям и компаниям долгосрочно устойчиво развиваться и быть счастливыми. Увы, часто это не так. Я не считаю рост достойной самоцелью. Мне ближе другая позиция. Например: - Давний клиент, друг, владелец среднего по размерам холдинга – один из лидеров в своей отрасли. Встречаемся после почти годичного перерыва.
- Как дела? Выросли за это время? - Смотря как считать. Оборотом – да. При этом персонала меньше стало, многие дочерние компании в свободное плавание отпустил, часть направлений продал, открыл новые. Сейчас выживают умные, а не большие. Оперативкой почти перестал заниматься: на это у меня топ-менеджеры есть (прежде он считал это невозможным). - А как же твое давнее стремление к росту бизнеса? - А зачем? Мне он больше не нужен… - Меня клиенты часто спрашивают, почему я не масштабирую свой бизнес. «Найми консультантов-новичков, обучи их, обеспечь заказами». Ты же хорошее дело делаешь – нужно его наращивать!
- Зачем? - Ну… Ну как же, это же рост! - Мне это не нужно. К тому же то, что я делаю – НЕ бизнес. Я иду по жизни путем Мастера, а не путем Бизнесмена. Бизнесмену важен масштаб при допустимом для клиентов уровне качества. Мастеру – профессионализм, умение решать сложные задачи. Поначалу это вызывает ступор, потом бурные сомнения: Как? А вот так. Спокойную умеренность я считаю зрелой взрослой позицией: «Мне достаточно!» Клиентов, денег, славы… Это касается не только бизнеса, но и человечества в целом. Жадность, стремление к безграничному росту приводит к: - Огромному расслоению общества на богатых и нищих (в разумных пределах такое разделение справедливо – кто как работает, так и зарабатывает, так и живет).
- Ненависти и войнам: информационным, экономическим и физическим.
- Перепроизводству. Впариванию ненужных, вредных товаров и услуг.
- Моральной деградации: «все средства хороши».
- Варварскому потреблению ресурсов Земли, уничтожению природы. Что ставит существование человечества и вообще жизни на планете под угрозу – все более реальную с каждым годом.
- И т.д.
Замечу, что сверх-жадность свойственна только людям. Которые как бы Sapiens. Природа гораздо более разумна. *** Итак, два полюса. - На одном: «Я маленький человек. Где родился, там и пригодился» и другие ограничения в башке, которые мешают жить полной жизнью, развивать свое Дело.
- На другом – неразумное стремление расти без всякой меры.
Где истина? Как водится, посередине. Причем для каждого она своя. Практическое задание. Какая она для вас? Для вашего бизнеса? | Я не гуру и не даю ответов готовых ответов на эти вопросы. Но точно знаю, что ответы найти можно. И это приносит счастье. Сейчас эта тема – одна из самых интересных для меня в бизнес- и личном консультировании. Вы хотите разобраться с целями и масштабом своей жизни и бизнеса? Если да, пишите – буду рад помочь вам и вашей команде найти золотую середину. Ваш масштаб на текущий момент и на годы вперед – докуда сможете дотянуться. Кстати, и на бизнес-лагере люди нередко находят для себя ответы. Набор участников на зимний лагерь открыт – до 16 октября цены самые добрые. Материалы по теме: 3-4.10.2016 г.Будва (Черногория) Всего доброго! *** Полный структурированный архив рассылки >>> Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время). P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире! P.P.S. Также вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки вверху данного письма. С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW: www.mrybakov.ru Тел.: +7 (495) 926-26-09 E-Mail: info@mrybakov.ru Skype: mrybakov.partners FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder |
Комментариев нет:
Отправить комментарий