четверг, 6 октября 2016 г.

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 383. Ваш масштаб

 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте
  

     
   Советы бизнес-консультанта. Выпуск 383. Ваш масштаб
  

Советы бизнес-консультанта

Выпуск N383, 05.10.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с января 2007

Ваш масштаб

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Есть люди-озера,
Есть люди-реки,
Есть люди-океаны.
А есть люди-лужи.
Константин Кинчев (вольный пересказ давнего интервью)

Я в Черногории на коротком отдыхе, и в сознании образовалось свободное место для большой темы – ура!

Похоже, что я написал новую программную статью.

***

Кстати, о чем еще вы хотели бы прочесть в моих работах? Пишите. Ваши отклики важны для меня и помогают сделать рассылку еще более интересной. Новые яркие темы и запросы – возможность роста: для вас и для меня. Не одними бизнес-процессами да наведением порядка жив человек :)

***

У каждого человека есть масштаб. Определить свой масштаб очень важно.

  • С одной стороны – чтобы в конце жизни (и в промежуточных точках: 33, 40, 60 лет) не стало мучительно больно.
  • А с другой – чтобы не «порвать ширинку», делая слишком большие шаги в погоне за ветряными мельницами.

Я, например, несколько лет назад сформулировал, что территория развития моего Дела – все русскоязычное пространство. Зачем так широко? Ведь в одной Москве потенциальных клиентов предостаточно. Это так, но… тесно как-то… Россия большая, а сколько русскоязычных людей живет в соседних странах, сколько в эмиграции по всему миру! То, чем мы занимаемся, им – действительно нужно.

В то же время я пока не хочу выходить на более широкий рынок, в первую очередь англоязычный. Моя работа заточена на решение проблем и задач, специфических для нашего менталитета. И работы тут – внукам хватит! Кто их решит, кроме нас? Не царь же-батюшка…

С масштабом деяний бывает и иначе. Как-то я встретил бывшего одноклассника. Сейчас он владелец рекламной газеты в небольшом подмосковном городе Жуковский. На мой удивленный вопрос «Почему ты остался тут?» он ответил: «Я пытался выйти на Москву, но для меня это слишком напряжно. Да и в наш городской рынок еще не весь охвачен». А когда-то в классе он был одним из неформальных лидеров.

Практическое задание. А какой масштаб у вас?

Озеро, океан, или…

Я много консультирую. В основном владельцев бизнеса и руководителей. Но порой и других людей по разным жизненным вопросам: как коуч, как психотерапевт.

И очень часто запрос человека не решается в том масштабе, в котором он сейчас живет и/или ведет бизнес.

Несколько живых примеров.

  1. Талантливая и ответственная девушка работает в дочерней строительной компании крупной гос-корпорации. Все спокойно, зарплата и работа стабильная, с неба не капает. Ну о чем еще можно мечтать? Но ей скучно. Есть понимание, что расти особо некуда: ни в карьерном, ни в профессиональном смысле.
    Через несколько месяцев после нашего общения я узнаю, что она создала свое Дело. В нем границ нет – услуги действительно профессионального и честного сметчика востребованы по всей России. А после нашего следующего разговора у нее в команде уже работает команда. Тоже фрилансеры – тщательно отобранные и обученные ею. По бизнес-процессам и стандартам качества, которые она задала и контролирует.
    А еще она наконец-то вышла замуж и стала счастливой мамой :) До этого система давила, не оставляла в жизни места как для творчества, так и для семьи.
  2. Парень из небольшого сибирского городка пробует себя в разных занятиях: что-то перепродает, оказывает разные услуги людям и предприятиям. На несколько лет переезжает в областной центр – пытается найти себя там. Но… все не то.
    А потом вдруг понимает, что его масштаб – страна. И за пару лет выстраивает компанию, представленную более чем в 50 городах. При этом он вернулся в свой родной городок, много делает для него. Там же головной офис. А по все стране работают его представители. Его сайт и реклама устроены так, что в каждом городе компания «местная», все обращения клиентов переводятся с региональных площадок и телефонных номеров в единый современный колл-центр. Он создает рабочие места для своих земляков (там плохо с работой) и при этом экономит на зарплате – в небольших городах она ниже, чем в мегаполисах.
  3. Региональная компания занимается пожарной безопасностью. Настраивает оборудование, помогает организациям готовиться к проверкам и проходить их. Работают на совесть, но реальные результаты не сильно востребованы клиентами – большинству нужна лишь бумажка, помогающая «отбиться» от инспекторов. Какая-то прибыль есть, но где вдохновение? Не помогают ни MBA, ни всевозможные тренинги.
    В один прекрасный момент (кстати, после нашего бизнес-лагеря) приходит понимание, что оборудование, которое они импортируют, продают и устанавливают – реально производить самим в России. Да еще и с лучшими характеристиками.
    И вот тут, как говорится, поперло. Первые месяцы предзаказов столько, что вопрос: как их все грамотно и четко выполнить? Конечно, в денежном плане компания тоже выходит на новый уровень.

И таких примеров много. В том числе свежие, кризисных лет.

***

Все, написанное выше, – про то, как раздвинуть рамки, снять ограничения, которые нам привили в детстве.

Но полно и обратных примеров.

Я часто спрашиваю клиентов, к чему они стремятся, куда ведут свои компании. В начале нашего общения стандартный ответ, который я слышу – к росту. Как правило, росту оборотов, прибыли, числа сотрудников, региональному охвату и т.п.

Практическое задание. А что такое масштаб – для вас?
В чем вы измеряете масштаб своей жизни? А чем – масштаб бизнеса? Это важно.

Следующий вопрос, который я задаю: а зачем вам это?

Как правило, он вводит в ступор. Или вызывает сопротивление: «Как зачем? Что, Вы хотите сказать, что расти не нужно? А что же тогда?..»

Практическое задание. А вы стремитесь к росту?

Если да, то зачем?

Я не знаю, нужен ли вам и вашему бизнесу рост на текущем этапе развития.

Но точно знаю, что сам по себе он не приносит долгосрочного счастья. Дает адреналин – это правда.

Но очень-очень часто рост становится своего рода наркотиком. Который держит своего хозяина железной хваткой.

Жить некогда – расти нужно!

Конечно, хочется побольше «вассалов», покруче дом и машину, любовниц побольше… Зачем?

А зачем об этом думать?

Гигантомания касается не только бизнеса, но и, к примеру, страны: больше-больше территорий! И не дай Бог поставить это под сомнение...

Растем экстенсивно, какая тут на фиг эффективность! См. «Результативность и эффективность бизнеса и жизни» (часть 1, часть 2).

Большинство людей и организаций живет инстинктами, врожденными базовыми программами. А какие из них основные?

  • Выжить,
  • Размножиться,
  • И вырасти масштабами.

Это применимо к любому живому существу и организации. Подробнее – в статье «Инстинкт – Традиция – Свобода».

Плохо ли это?

Хорошо! До тех пор, пока помогает людям и компаниям долгосрочно устойчиво развиваться и быть счастливыми.

Увы, часто это не так.

Я не считаю рост достойной самоцелью. Мне ближе другая позиция. Например:

  1. Давний клиент, друг, владелец среднего по размерам холдинга – один из лидеров в своей отрасли. Встречаемся после почти годичного перерыва.
    - Как дела? Выросли за это время?
    - Смотря как считать. Оборотом – да. При этом персонала меньше стало, многие дочерние компании в свободное плавание отпустил, часть направлений продал, открыл новые. Сейчас выживают умные, а не большие. Оперативкой почти перестал заниматься: на это у меня топ-менеджеры есть (прежде он считал это невозможным).
    - А как же твое давнее стремление к росту бизнеса?
    - А зачем? Мне он больше не нужен
  2. Меня клиенты часто спрашивают, почему я не масштабирую свой бизнес. «Найми консультантов-новичков, обучи их, обеспечь заказами». Ты же хорошее дело делаешь – нужно его наращивать!
    - Зачем?
    - Ну… Ну как же, это же рост!
    - Мне это не нужно.
    К тому же то, что я делаю – НЕ бизнес. Я иду по жизни путем Мастера, а не путем Бизнесмена. Бизнесмену важен масштаб при допустимом для клиентов уровне качества. Мастеру – профессионализм, умение решать сложные задачи.

Поначалу это вызывает ступор, потом бурные сомнения: Как?

А вот так. Спокойную умеренность я считаю зрелой взрослой позицией: «Мне достаточно!» Клиентов, денег, славы…

Это касается не только бизнеса, но и человечества в целом. Жадность, стремление к безграничному росту приводит к:

  • Огромному расслоению общества на богатых и нищих (в разумных пределах такое разделение справедливо – кто как работает, так и зарабатывает, так и живет).
  • Ненависти и войнам: информационным, экономическим и физическим.
  • Перепроизводству. Впариванию ненужных, вредных товаров и услуг.
  • Моральной деградации: «все средства хороши».
  • Варварскому потреблению ресурсов Земли, уничтожению природы. Что ставит существование человечества и вообще жизни на планете под угрозу – все более реальную с каждым годом.
  • И т.д.

Замечу, что сверх-жадность свойственна только людям. Которые как бы Sapiens.

Природа гораздо более разумна.

***

Итак, два полюса.

  • На одном: «Я маленький человек. Где родился, там и пригодился» и другие ограничения в башке, которые мешают жить полной жизнью, развивать свое Дело.
  • На другом – неразумное стремление расти без всякой меры.

Где истина? Как водится, посередине.

Причем для каждого она своя.

Практическое задание. Какая она для вас? Для вашего бизнеса?

Я не гуру и не даю ответов готовых ответов на эти вопросы. Но точно знаю, что ответы найти можно. И это приносит счастье.

Сейчас эта тема – одна из самых интересных для меня в бизнес- и личном консультировании.

Вы хотите разобраться с целями и масштабом своей жизни и бизнеса? Если да, пишите – буду рад помочь вам и вашей команде найти золотую середину. Ваш масштаб на текущий момент и на годы вперед – докуда сможете дотянуться.

Кстати, и на бизнес-лагере люди нередко находят для себя ответы. Набор участников на зимний лагерь открыт – до 16 октября цены самые добрые.

Материалы по теме:

3-4.10.2016
г.Будва (Черногория)

Всего доброго!

***

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

P.P.S. Также вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки вверху данного письма.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

Книги Михаила Рыбакова

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

Книги Наталии Морозовой

О финансах легко и непринужденно

Упрощенка 2016 от А до Я

 
     Прошлые выпуски
Советы бизнес-консультанта. 382.1. Зимний бизнес-лагерь в Дахабе Советы бизнес-консультанта. Выпуск 382. Как собственник вредит своему бизнесу Советы бизнес-консультанта. 381.2. Нужен специалист по продвижению в Интернет Все выпуски рассылки
 
 
Subscribe.Ru / АО «Интернет-Проекты» / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий