четверг, 20 октября 2016 г.

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 386. Мечта о контроле

 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте
  
  
Вы готовы к преобразованию своего бизнеса? Узнайте, как это сделать
  

  
HDT-CM1 HDT-CM1
Купить за 14720 руб. Подробнее...

  YST-FSW100 black YST-FSW100 black
Купить за 14990 руб. Подробнее...

  BS 103 (высота 103 см) silver/black BS 103 (высота 103 см) silver/black
Купить за 17800 руб. Подробнее...

 
  
     
   Советы бизнес-консультанта. Выпуск 386. Мечта о контроле
  

Советы бизнес-консультанта

Выпуск N386, 20.10.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с января 2007

Мечта о контроле

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Наверное, у каждого руководителя бывали ситуации, когда он будто крутит руль машины и давит на педали, которые ни к чему не подсоединены. То есть шеф применяет некое управленческое воздействие, а реакции – никакой, или минимальная, или даже противоположная той, которой он добивается.
 

Практическое задание. В вашей практике такое было? Вспомните ситуации.

Во многих компаниях эта ситуация встречается часто. Порой – тянется годами. И, естественно, она приводит руководителей в отчаяние.

Что делают в таком случае? Например:

  • Воздействуют на людей
  • Меняют персонал
  • Начинают автоматизацию
  • Внедряют систему управления задачами
  • Заводят отдельный орган по контролю поручений
  • Уходят в секту или приводят секту в компанию
  • «Забивают на все».

***

Рассмотрим подробнее.

Воздействие на сотрудников

Как правило, оно сводится к двум вещам: людей уговаривают или им угрожают. Часто одно переходит в другое и обратно. Хороших результатов это не приносит.

Про воздействие на людей я много раз писал, не буду повторяться. Например, в статьях:

В книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум» я тоже подробно рассказал, как вовлекать людей в бизнес.

Смена персонала

«Все, достали эти … (бездари, идиоты и т.п.) – наберем новых!»

Большинство руководителей проходили это не раз и не два.

К сожалению, в основном новые приходят не лучше прежних. К тому же, их нужно учить, вводить в процессы компании и ее корпоративную культуру. Увольняемые, уходя, часто уводят за собой других (а заодно клиентов, ноу-хау и пр.). Новички часто приводят «своих», зачастую варягов-вредителей, которым на вашу компанию плевать.

Если не выучить урок, который дает нам жизнь, он будет повторяться вновь и вновь. И в этом воплощении нашей души, и в последующих. До тех пор, пока, наконец, не дойдет.

Бизнесмены часто говорят мне, что хотят сменить часть команды. На что я отвечаю: «Подождите! Выгнать всегда успеете. Давайте сначала сделаем все возможное, чтобы вовлечь людей нынешних». Изменятся не все, но многие.

Автоматизация

Ну это мое любимое! Я ж первые годы своей карьеры был ИТшником, а программировал (запоем, увлеченно) с середины школы.

Сейчас я отношусь к ИТ гораздо более сдержанно. Да, это классный инструмент, который позволяет надежно хранить информацию, быстро ее обрабатывать и передавать.

И все. Экскаватор вместо лопаты.

Экскаватор – мощный, но тупой: он не знает, зачем копать, где и как.

С компьютерами – то же самое.

«Если автоматизировать бардак, получится автоматизированный бардак». Это еще хуже – ведь какое-то время руководитель живет в иллюзии, что теперь порядок и шеф действительно управляет ситуацией. А какие затраты времени, сил и денег на ИТ, какие разочарования команды…

Золотое правило:

Сначала отлаживаем бизнес-процессы, и только затем их автоматизируем.

Иначе ну такая фигня получается! И примеров тому не счесть.

Книга «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум» - вам в помощь.

Система управления задачами

Это автоматический запоминатель (чтобы головушка руководительская не вспухала) и палка-напоминалка бестолковым подчиненным – в одном флаконе.

Нынче таких систем много развелось: от простейших Teamer и Basecamp до навороченного Мегаплана и т.п. И неудивительно – вопрос-то острый, создатели таких средств сильно цепляют руководителей за их боль. Правда, как говорил CEO Мегаплана в интервью, большинство установок системы заканчиваются ничем: люди надеются, что система сама решит их проблемы. Волшебную таблетку ждут. Индульгенцию от управленческого бессилия.

Это примерно как грешить, а потом ходить в церковь грехи отмаливать или деньгами откупаться. Даже если священник пойдет на такую сделку с совестью, вам от этого легче не станет. Точнее, сначала станет, но ненадолго – потом будет еще хуже.

Специальный орган

Это не совсем то, что вы подумали. Хотя ассоциация не беспочвенна :)

В некоторых компаниях, особенно средних и крупных, создают отдельное подразделение (Аппарат Генерального Директора и т.п.), цель которого – запоминать поручения. А потом задалбывать всех людей, причастных к теме, напоминаниями: «Ты помнишь? Дедлайн скоро, уже совсем скоро! Именем Большого Босса заклинаю – выполни задачу! А не то применим орган по назначению…»

Обычно таких дятлов тоже посылают, только чуть более витиевато.

«Продвинутые» (ох не люблю я это слово, но как по-русски выразить мысль, что они advanced?) компании на этом не останавливаются.

Недавно у одного клиента увидел бизнес-процесс на эту тему. Описанный по всем «правилам Рыбакова». И не просто процесс, а целое выделенное подразделение, которое этим занимается.

Вот такая попытка компенсировать «детский сад», царящий в компании, и безответственность людей – отдельной структурой и даже процессом. А что, прикольно: «Бизнес-процесс вытирания попы сотрудникам от первых позывов до получения обратной связи»… ;)

Секты

Мечта про тотальную управляемость столь сильна и недостижима, что на этом удобно играть разным нечистым на руку людям и организациям. Обойдемся без имен. Скажу лишь, что таковых много, очень много. В том числе известных и респетабельных.

Если вам предлагают единственно верное и истинное решение, «волшебную таблетку», применимую для всех стран, отраслей и компаний (например, в виде «управленческой Библии» того или иного вида) – это серьезный повод насторожиться.

Наберите в интернете «признаки секты», проверьте своего очередного гуру на соответствие. Если обнаружите у него хотя бы половину признаков, то… Или бегите оттуда, или испытайте на себе все прелести зависимости на долгие годы. Дойные коровы много кому нужны: «без лоха и жизнь плоха».

Если в секту попали, то уже поздно. Первое, что там делают – отключают адептам критическое мышление. Отныне каждый, кто ставит под сомнение ее авторитет, становится врагом, чужим, непосвященным.

К коллегам: консультантам, психологам, тренерам и пр. Да, вы авторитет для своих последователей. Но вы не обладатель Конечной Истины – почаще вспоминайте и говорите об этом своим ученикам и клиентам. Побуждайте их думать своей головой, подвергать все (в том числе и ваши мысли!) здоровым сомнениям. Развивайте (само)иронию! Людям поможете и свою карму улучшите :)

«А кабы бросить все ваще, да и уехать бл@ в Париж»

Так пел знаменитый панк-эстет Александр Лаэртский.

Кто-то, устав от бизнес-хлопот, уезжает в Тайланд или на Бали, другие – в Хорватию или на Майами. Дауншифтинг шагает по миру!

В принципе, это дело хорошее. Поехать на месяц-другой, набраться сил, переосмыслить свою жизнь. И потом вернуться в общество, чтобы продолжить свой путь более гармонично.

К сожалению, часто человек тянет до последнего, а дауншифтит, уже перегорев в хлам. Тогда «реабилитация» занимает годы, а то и всю оставшуюся жизнь.

Одни скуриваются где-нибудь в Гоа, другие путешествуют годами без какой-то цели и смысла.

Лично мне очень жаль, когда яркие умные люди так проводят годы. А в это время миром и бизнесом правят гораздо менее порядочные существа.

Я люблю отдыхать и путешествовать, но в меру. Меня хватает максимум на пару недель, дальше руки чешутся работать :) Смотрите статью «Город-сувенир (Парижские размышления)».

Многие бизнесмены мечтают выйти из оперативного управления бизнесом. Идея красивая. Но я практически не встречал тех, то вообще не включен в бизнес. Да, можно снизить свое участие в текучке почти до нуля. Но совсем не касаться бизнеса и лишь получать пассивный доход – это скорее сказка, по крайнем мере, на постсоветском пространстве. С быстрым и не самым счастливым концом.

Работать «по 4 часа в неделю» реально. Но это нужно заслужить. Не годами опыта (зачастую потраченные годы не конвертируются в умелость), а правильными действиями по отладке бизнеса.

***

К чему все это?

Ах да, мы с вами говорим про контроль в бизнесе.

Практическое задание. Что делаете вы, когда не получается контролировать свою компанию или подразделение, которым вы управляете? Помогает?

Лесопилка

Была в Финляндии небольшая лесопилка. Работали там два сотрудника. Пилили, упаковывали продукцию. Вечером к ним приезжала вагонетка, они грузили на нее плоды своего труда и вовремя уезжали домой к семьям.

Решил один российский предприниматель организовать подобное у нас. Несколько лет потратил.

Чтобы это хоть как-то работало, пришлось завести начальников. Чтобы не воровали – охранников. Бухгалтеров, конечно. И так далее.

Но, как известно, нашему человеку – никто не указ. Поэтому работала организация вкривь и вкось. А когда численность сотрудников приблизилась к 20, стало очевидно, что бизнес убыточный. И его пришлось закрыть.

И при чем тут контроль?..

Вертикаль власти

К сожалению, вся наша страна напоминает мне эту лесопилку. Но тема эта такая скользкая, что предлагаю вам додумать ее самостоятельно.

И про столь почитаемую у нас «вертикаль власти» – тоже.

Ну и заодно – про эффективность бизнеса и страны в целом. Про ее роль и долю в мировой экономике.

Рекомендую прочесть две статьи.

Практическое задание. Какой подход к управлению в вашем бизнесе? Насколько он эффективен? Приносит ли он вам не только прибыль, но и радость?

Про гиперконтроль

Всегда ли контроль полезен?

Практическое задание. Вспомните ситуации, когда контроль вредил вашему бизнесу. Или тому, в котором вы работали. Вы смогли изменить ситуацию?

Опять же, я много и подробно писал про это. Начиная с давней статьи про «вертикальные колодцы», вошедшей позднее в мои книги в переработанном виде. А также – про авторитарное управление, про разрыв компетентности между боссом и его командой, и т.д.

Парадокс

Есть один важный парадокс. Чем больше к чему-то стремишься, тем больше удаляешься от этого. Стремление к супер-контролю приводит лишь к бюрократии, Госплану. Когда настоящего контроля нет уже и в помине. Есть лишь иллюзия, а эффективность – ниже плинтуса.

И уж раз мы начали говорить о парадоксах. В гештальт-терапии активно применяется «парадоксальная теория изменений». Чтобы куда-то прийти, нужно перестать к этому стремиться. И искренне принять себя таким, какой и где я есть на текущий момент. В этот миг происходит изменение.

Тут и бытовых примеров можно привести сколько угодно. Слишком хочешь замуж – нормальные мужики будут сторониться. Семейная пара очень хочет детей и сильно старается – дети не появляются.

Так что стремление к избыточному контролю – не к добру.

Но и «забить» на контроль не получится.

Как хотеть и не хотеть одновременно? Как управлять своим намерением? Это тонкое искусство, которому проще обучить, чем объяснить в теории. «Говорящий не знает, знающий не говорит»…

И как же быть?

Да, как добиться контроля над бизнесом?

Обещать чудеса и давать волшебные таблетки я не буду – кудесников и без меня хватает.

Конечно, нужно грамотно и настойчиво отлаживать бизнес. Причем не просто «писать бумажки» (процессы и оргструктуры всякие рисовать), а менять саму суть, культуру и дух компании. Я писал про это в статье «3 уровня глубины в вашем бизнесе».

Вот практические шаги:

Практическое задание. Что сделаете вы?

***

Напоминаю, что со следующего 2017 года мы повышаем цену консалтингового дня. Мы держались два года, не повышали, наблюдая, как дорожает все вокруг. От продуктов до сотовой связи.

Если хотите успеть по нынешней цене, есть шансы поработать с нами в этом году. Хотя мое расписание до Нового года забито плотно.

Отзыв клиента

Александр Межевов, совладелец компании ГринТриз (производство и продажа искусственных елей и аксессуаров), г.Коломна. Бизнес-лагерь Этномир-2016.

Добрый день. Я один из совладельцев компании Гринтриз. Это современная торгово-производственная компания, которая уже более 12 лет занимается производством и продаже искусственных елей и аксессуаров, связанных с ними.

Я нахожусь сейчас на бизнес-лагере Михаила Рыбакова в Этномире.

Чем мы здесь занимались на протяжении 10 дней? Мы подробно разбирали три фундаментальных темы: цели, построение системы и люди. Несмотря на то, что я и наша компания уже на протяжении года очень тесно сотрудничаем с Михаилом Рыбаковым. Мы уже год как наводим порядок. Эти темы мне были знакомы, и я даже сомневался, не будет ли мне скучно. И хорошо, что мои опасения не оправдались. Атмосфера была просто потрясающая. Люди такие грамотные, такие умные, все инициативные, каждый что-то предлагает, какое-то свое видение. А это очень ценно, потому что, соприкасаясь с другими компаниями, ты берешь что-то новое. И, собирая по чуть-чуть, по зернышку, мы формируем что-то свое, что-то особенное и в то же время учитываем опыт других компаний, которые все действующие предприниматели, бизнесмены, управленцы. И конечно же, нам, тем, кто на передовой, кто сейчас работает, обмениваться таким опытом – это очень важно. И только так можно вырастить компанию, компанию-лидера, компанию здоровую, правильную, с четко выстроенной системой и со всеми, связанными с этим моментами.

Что еще было здесь интересного. Само место выбрано просто шикарно. Атмосфера – лес, погода, свежий воздух – все настолько заряжает всех, помогает после интенсивных занятий, потому что много информации, все это ты перерабатываешь, и атмосфера вокруг помогает тебе восстанавливаться, ты чувствуешь себя полным сил. Утором каждый выбирал сам занятие. Можно было сходить на карате, на йогу, побегать. Ну и, конечно же, водные процедуры в этом волшебном, живом лесном озере. Поэтому впечатления просто потрясающие.

В сухом остатке. Я написал большое количество заметок о том, что необходимо сделать, посмотреть, несмотря на то, что какие-то вещи мы уже делали, но с новым взглядом еще раз надо пройтись, внести коррективы. Ну и, конечно же, важные темы были проработаны глубоко, заложился определенный фундамент.

Плюс еще поделился с другими своим опытом. Конечно, это бесценно. Ради этого мы сюда и приехали.

Всего доброго!

***

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

P.P.S. Также вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки вверху данного письма.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

Книги Михаила Рыбакова

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

Книги Наталии Морозовой

О финансах легко и непринужденно

Упрощенка 2016 от А до Я

 
     Прошлые выпуски
Советы бизнес-консультанта. Выпуск 384. О радостном и грустном. Окончание Советы бизнес-консультанта. Выпуск 384.1. Бизнес-лагерь по системе продаж Советы бизнес-консультанта. Выпуск 384. О радостном и грустном Все выпуски рассылки
 
 
Subscribe.Ru / АО «Интернет-Проекты» / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий