Во второй главе были представлены десять заповедей атеизма: 1. Отрицание Бога. 2. Почитание идолов и кумиров. 3. Пустословие. 4. Праздники. 5. Пренебрежение семейным долгом. 6. Легализация убийств. 7. Попустительство к прелюбодеянию. 8. Снисходительность к краже. 9. Благосклонность ко лжи. 10. Зависть. Формулирование этих атеистических заповедей нарочито выполнено как антитеза библейскому декалогу или десяти моисеевым заповедям (см. Исх 20:2-17; Втор 5:6-21): 1. Почитай Бога. 2. Не поклоняйся идолам и кумирам. 3. Не произноси имя Бога напрасно. 4. Празднуй день субботний. 5. Почитай родителей. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не завидуй. Леонид Яковлев поспешил отвергнуть приведенные атеистические заповеди как свойственные «западному либерализму». Этот аргумент не работает, и вот почему: либерализм является теистическим или атеистическим течением? Можно не отвечать. Это риторический вопрос. Предположим, что некий атеист далек от крайнего либерализма. Полагаю, и в этом случае часть атеистических заповедей он будет соблюдать. По крайней мере, первую, наиглавнейшую для атеизма. Здесь уместно будет вспомнить известный евангельский эпизод: «[Христа спросил законник:] Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:36-40; ср. Мк 12:28-31; Лк 10:25-28; Лев 19:18; Втор 6:5). Как ни крути, но заповедь «отрицания Бога», атеист соблюдает по определению. Причем эта заповедь именно религиозная, поскольку научно доказать «отсутствие Бога» невозможно. Один из упреков со стороны атеизма, который воспроизводит и Леонид Яковлев, звучит примерно так: христиане сплошь и рядом нарушают предписанное Библией, поэтому, мол, они ничем не лучше атеистов, а христианская мораль изменяется в ходе истории. Здесь имеет место демагогическая уловка, смешивающая нормы морали и факты их нарушения. Библейские заповеди эталонно неизменны. И даже если кто-то из христиан их порой нарушает, то это рассматривается не как норма, а как грех. Впрочем, атеистам этого не понять, ведь в их моральной системе координат нет понятия греха. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий