В понедельник Страстной недели голодный Иисус подошел к смоковнице и, не найдя на ней плодов, проклял (Мф 21:18-19; Мк 11:12-14). По Матфею, смоковница тотчас засохла (Мф 21:19). Далее он сразу пишет: «Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» (Мф 21:20). По Марку же, апостолы обнаружили гибель смоковницы только на следующее утро (Мк 11:20). Нет ли тут неразрешимого противоречия? Поскольку Марк более точен в описании момента обнаружения засохшей смоковницы (Мк 11:20), а Матфей выражается неопределенно (Мф 21:20), то по справедливости здесь следует отдать предпочтение версии Марка. Касательно действительного момента гибели смоковницы более точен Матфей (Мф 21:19), а Марк лишь пишет, что ученики слышали проклятие (Мк 11:14). Можно предположить, что смоковница засохла вскоре после того, как ее проклял Иисус, но ученики увидели это лишь на следующий день (Мф 21:20-22; Мк 11:20-26). В этом случае подозрение в наличии противоречий снимается. В целом оба евангелиста в данном месте различаются подходами. Марк повествует в хронологическом порядке, стараясь точно передать воспоминания апостола Петра. Матфей историю со смоковницей рассказывает в виде притчи, которая как бы отсылает нас к притче о бесплодной смоковнице у Луки (Лк 13:6-9). Поэтому у Матфея эпизод показан цельным, а у Марка он делится на две части, между которыми вклинивается эпизод изгнания торгующих из храма. При этом Матфей помещает рассказ о смоковнице вслед за эпизодом изгнания торгующих из храма, ибо завершение истории со смоковницей произошло после него. В результате у читающего Евангелие от Матфея может возникнуть впечатление, что Иисус сначала изгнал торгующих, а затем проклял смоковницу, тогда как по Марку проклятие смоковницы предшествует изгнанию торгующих из храма. Эта коллизия, с ясной очевидностью, вызвана стремлением Матфея придать рассказу форму притчи. Также критики обращают внимание на то, что у Матфея изгнание торгующих происходит сразу после входа Иисуса в Иерусалим (Мф 21:12-17), тогда как у Марка изгнание помещено на следующий день (Мк 11:15-19; ср. Лк 19:45-46). Здесь нет противоречия, просто у Матфея пропущен рассказ о первом вхождении Иисуса в храм после входа в Иерусалим (Мк 11:11). (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий