Автором книги является Георгий Федотов (1886-1951) – известный русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист. Книга вышла в 1931 году (в Советском Союзе – в 1990 году) и охватывает исторический период X-XVII столетий. Во Введении автор отмечает: «Изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути». Содержание: Глава 1. Борис и Глеб – святые страстотерпцы Глава 2. Преодобный Феодосий Печерский Глава 3. Святые Киево-Печерского патерика Глава 4. Преподобный Авраамий Смоленский Глава 5. Святые князья Глава 6. Святители Глава 7. Святитель Стефан Пермский Глава 8. Преподобный Сергий Радонежский Глава 9. Северная Фиваида Глава 10. Преподобный Нил Сорский Глава 11. Преподобный Иосиф Волоцкий Глава 12. Трагедия древнерусской святости Глава 13. Юродивые Глава 14. Святые миряне и их жены Глава 15. Легендарные мотивы в русских житиях Принимаясь за книгу, Федотов изучил как жития святых (включая их разные списки), так и опыт предыдущих исследователей. Вместе с тем писатель сознает сложность взятой им темы: «Огромная трудность этой задачи зависит от того, что индивидуальное открывается лишь на отчетливом фоне общего. Другими словами, необходимо знание агиографии всего христианского мира, прежде всего православного, греческого и славянского Востока, чтобы иметь право судить об особом русском характере святости. Никто из русских церковных и литературных историков до сих пор не был достаточно вооружен для такой работы. Вот почему и предлагаемая книга, которая лишь в очень немногих пунктах может опереться на результаты готовых работ, является лишь черновым наброском, скорее программой будущих исследований, столь важных для духовных задач нашего времени». В Заключении автор подводит итоги книги и делает некоторые обобщающие выводы. Также он размышляет о причинах редких канонизаций русских святых начиная с XVIII века. В самом конце книги Федотов кратко касается печальной судьбы Русской Церкви в СССР, рассматривая безбожный период как наказание за грехи, и в то же время выражает надежду на возрождение христианства в России. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий