четверг, 3 ноября 2016 г.

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 389. Самодиагностика системы продаж

 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте
  

  
Projector CLF 1000 mm include SMS Unislide silver Projector CLF 1000 mm include SMS Unislide silver
Купить за 10405 руб. Подробнее...

  Targa NTSC (3:4) 381/150" 221x295 MW (моторизирова Targa NTSC (3:4) 381/150" 221x295 MW (моторизирова
Купить за 90559 руб. Подробнее...

  Dual-RCA 1m Dual-RCA 1m
Купить за 5990 руб. Подробнее...

 
  
     
   Советы бизнес-консультанта. Выпуск 389. Самодиагностика системы продаж
  

Советы бизнес-консультанта

Самодиагностика системы продаж

Выпуск N389, 03.11.2016. Регулярно выходит с января'2007

Уважаемые читатели, добрый день!

17-22 ноября Виктор Лучков проведет 15-й бизнес-лагерь "Как создать отдел продаж и привлечь новых клиентов".

Все об организации продаж. От стратегии продаж до создания Отдела активных продаж с нуля.

В предыдущих 14 лагерях приняли участие 316 собственников и руководителей компаний. Многие участники самостоятельно и с нашей помощью:

  • выстроили у себя сильные отделы продаж;
  • начали продавать более технологично;
  • ввели систему нормативов и KPI;
  • привязали оплату труда продавцов к плановым показателям;
  • организовали обучение менеджеров по продажам своими силами;
  • проводят конкурсные отборы для поиска перспективных руководителей и сотрудников.

Программа лагеря подробно >>>

Тема выпуска. Самодиагностика системы продаж

Виктор Лучков – практикующий консультант по внедрению и оптимизации бизнес-процессов предприятий. 25 лет личных продаж, 20 лет - опыт управления и 10 лет - опыт консультанта. Автор более 50 публикаций в деловой прессе. Провел более 500 мероприятий: тренингов, семинаров и стратегических сессий, на которых обучено около 6000 участников. 
Виктор: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Эффективность управления продажами зависит от системы [1], которой приходится управлять. Чем лучше организован объект управления, тем проще им управлять. Соответственно, имеем право рассчитывать на более высокие результаты.

Директор по продажам, коммерческий директор обязаны иметь высокую компетенцию [2] по организации деятельности своих подчиненных. Они должны уметь быстро находить изъяны в существующей организации продаж и принимать меры для оперативного устранения недостатков. В компаниях поменьше, где нет выделенного ТОПа по продажам, внимание организации продаж должен лично уделять собственник бизнеса или генеральный директор.

В помощь руководителям, отвечающим за продажи предприятия, был разработан простой тест «Самодиагностика системы продаж». Предлагаю вам ознакомиться с методологией теста, его возможностями по выявлению проблем в организации продаж, при необходимости скачать тест и ключи к нему по указанной в статье ссылке.

Далее в статье:

1. Методология теста или немного теории о системе продаж.
2. Возможности теста по выявлению типовых ошибок в организации продаж.
3. Разбор теста и его применение.
4. Как получить тест и ключи к ответам.
5. Ключевые идеи статьи

Немного теории о системе продаж

Систему продаж как объект управления можем представить в виде трех взаимосвязанных элементов:

1. Технология продаж. Комплекс правил и бизнес-процессов, необходимых сотрудникам для работы с клиентами и достижения плановых результатов.


Рис 1. Три элемента (сферы) системы продаж

2. Сотрудники в продажах. Люди, способные работать по установленным правилам, освоить технологию продаж и получать плановые результаты благодаря точному исполнению бизнес-процессов.

3. Управление продажами. Деятельность руководителей по планированию работы подчиненных по взаимодействию с клиентами, продвижению продукта компании для достижения коммерческих целей.

Важно! Коммерческие цели и продукты создаются вне системы продаж. Руководители и сотрудники коммерческой службы должны принимать участие в их разработке в рамках соответствующих бизнес-процессов: формирование бюджета доходов и расходов, исследование рынка и создание (улучшение) продуктов компании.

Не должен руководитель ставить план сам себе. Он обязан сделать прогноз и принять план сверху от своего руководства.

Цели системы продаж должны быть экономически обоснованы и соответствовать целям других систем предприятия: финансы, производство, логистика и т.д. Одна из распространенных ошибок – руководители системы продаж сами себе ставят план продаж. Они обязаны давать прогнозы продаж, но планирование должно происходить для предприятия в целом и далее планы приходить в свои службы: производственный план на производство, план продаж – в коммерческую службу и т.д. Вторая ошибка – перестройка системы продаж при вводе нового продукта. При создании система продаж подстраивается под основную продуктовую линейку своего вида деятельности. В дальнейшем она должна продавать любые продукты (старые и новые) в данном виде деятельности.

Сразу скажу, данное представление системы [3] основано на трех базовых постулатах системного подхода, а также первичности бизнес-процессов по отношению к структуре и людям.

Три постулата системного подхода:

1) система – целое, состоящее из взаимосвязанных элементов;

2) при описании системы оперируем простыми моделями, не пытаемся создать точные математические описания происходящего;

3) при моделировании системы учитываем причинно-следственные связи, т.е. системно устраняем причины проблем, к следствиям относимся как к индикаторам наличия проблемы.

Тест, представленный далее в статье, будет полезен вам для выявления причин проблем.

Наша система строго укладывается в постулаты системного подхода:

1. Система простая – всего три элемента:

1) технология продаж – это инструмент, которым руководитель вооружает своего продавца [4];

2) продавец – это сотрудник, который специально подобран для ежедневного выполнения технологии продаж; у него есть базовые компетенции для быстрого освоения технологии и применения ее с запланированным результатом;

3) управление продажами – это деятельность руководителя по нацеливанию вооруженного продавца на активные контакты с целевыми клиентами, оказание необходимой помощи и поддержки продавцу: знаниями, информацией, ресурсами, – тем самым, обеспечение выполнения планов продаж, как личного продавца, так и общего всей коммерческой структуры.

2. Связей между элементами системы всего три: 

1) продавец, подобран под Технологию и продающий строго по Технологии, т.е. продавец постоянно находится в процессе выполнения Технологии продаж;

2) управление продажами основано на Технологии, т.е. на формализованных правилах, алгоритмах работы продавца, рабочих документах для фиксации результатов переговоров, отчетных документов для сбора статистики коммуникаций с клиентами, нормативах контактов с клиентами для высокой интенсивности труда продавца;

3) управление осуществляется даже не самим продавцом, а процессом выполнения технологии, что, само по себе, облегчает труд руководителя, высвобождая время для обучения своих подчиненных, для выезда с ними на совместные переговоры, для проведения необходимых управленческих мероприятий.

3. Система легко моделируется под любой вид деятельности, это достигается за счет минимального количества регламентирующих документов в каждом из трех элементов:


Рис. 2. Инструменты технологии продаж

1) в технологиях продаж необходимы следующие документы:

- общие правила работы коммерческой службы (отдела продаж) в виде Положения, в котором указаны назначение деятельности всего подразделения и каждого сотрудника с выделением специализации в продажах;

- алгоритмы работы продавца в виде укрупненной блок-схемы с этапами переговорного процесса, а также детализация процесса переговоров до уровня пошаговых инструкций, скриптов и речевых модулей – все то, что входит в «Корпоративную книгу продаж»;

- формы рабочих и отчетных документов для заполнения их продавцом в ходе переговорного процесса, формы могут быть частично сделаны в бумажном и частично в электронном виде или полностью быть встроены в CRM;

- нормативы контактов с клиентами в виде таблицы или графического представления воронки продаж с указанием количественных значений действий продавца на каждом из этапов переговорного процесса с учетом плановой конверсии: количество клиентов переданных продавцу для переговоров, количество переговоров по телефону, количество переговоров при личной встрече, количество повторных встреч и т.д.;

2) в описании самого продавца необходимы следующие документы:

- должностная инструкция или, более компактный документ, должностной функционал с указанием назначения должности и специализации в продажах, подчиненности, регулярной цели деятельности (обычно включает выполнение ежемесячного плана продаж), круга задач, решаемых в зоне своей ответственности, а также критерии оценки деятельности;


Рис. 3. Инструменты работы с сотрудником

- положение об оплате труда и премировании с привязкой премии к достижению регулярной цели, наличие рычагов для стимулирования коммерческой активности по нормативам воронки продаж и решения полного круга задач, переданного в ответственность;

- профиль должности на основе целей и задач, указанных в должностном функционале; мы формируем профиль с указанием двух категорий критериев оценки сотрудника (кандидата на должность): приемлемость [5] и пригодность [6], что позволяет подобрать сотрудников в продажи не только по формальным анкетным данным (резюме кандидата), но и учесть его способность работать по нашей технологии продаж;

Рис.  4. Бизнес-процесс "Закрытие вакансии от приема заявки внутреннего клиента (руководителя подразделения) до завершения испытательного срока"

- бизнес-процесс «Закрытие вакансии от приема заявки внутреннего клиента (руководителя подразделения) до завершения испытательного срока стажера»: этапы отбора кандидатов по, так называемой, «HR-воронке» [7] конкурсного отбора; макеты вакансий в СМИ, на сайтах по трудоустройству; рабочие документы и регламенты (скрипты и речевые модули общения с кандидатами) для проведения конкурсного отбора; анкеты, тесты и кейсы для проверки пригодности; пакет документов для трудоустройства и прохождения испытательного срока включая план-график адаптации стажера и ежемесячные аттестации;

- план развития сотрудника в должности, обычно ежегодный;


Рис. 5. Инструменты управления продажами

 

3) в управлении продажами необходимы следующие документы:

- формы анализа продаж, прогнозов и планов, бюджета доходов и расходов коммерческой службы;

- план-график рабочей недели продавцов, обеспечивающий работу в «пакетном режиме» [8], а также с выделением времени на управленческие мероприятия: ежедневные оперативки и еженедельные планерки, время для звонков клиентам (телемаркетинга) и для выезда на переговоры, время для подготовки документов, для работы с клиентской базой, для проведения внутреннего обучения;

- план-графики месяца, квартала, года с указанием всех плановых мероприятий и резервированием времени для неплановой работы;

- отчетные документы, определяемые Технологией продаж и «светофор показателей [9]» продавцов на основе выполнения воронки продаж;

- база клиентов, лучше всего в виде целой системы – CRM.

Указанный перечень документов не полный, но минимально достаточный для организации работы продавцов.

Третий постулат системного подхода – устраняем причины проблем, а не боремся со следствиями – разберем в следующем разделе.

Возможности теста по выявлению ошибок в организации продаж

Люди склонны бороться со следствиями проблем, не уделяя должного внимания причинам их возникновения.

Например, продавцы не выезжают на переговоры, сидят в офисе, ждут, когда клиент сам сделает заказ! Правда, знакомая проблема? Что делает руководитель? Несколько вариантов решения проблемы:

1. Радикальный. Уволить нерадивых. Взять других, активных.

2. С пряником. Ввести доплату за выезды к клиентам.

3. С кнутом. Ввести штрафы за невыполнение нормативов по встречам.

4. С нянькой-надсмотрщиком. Нанять принципиального жесткого руководителя, который выгонит всех «в поля».

5. С повышением квалификации. Провести тренинги, обучить, как правильно назначать встречи, готовиться к ним и проводить переговоры.

Фантазии не хватит, описать все возможные варианты из реальной жизни.

Проблема у всех вариантов общая – они не устраняют причину нежелания работать «в полях». Причины могут быть разные. Воздействие на их устранение требуется комплексное.

Пример из жизни. Проводим однодневную конференцию. В зале порядка 250 участников. Выступаю с докладом о системе продаж. Задаю вопрос в зал: «Поднимите руки, кто выпускает новых продавцов на переговоры с потенциальными клиентами только по окончании 3-4 месяцев испытательного срока, когда новички отлично изучили продукт и работу компании?»

Как вы думаете, сколько было рук? Все верно, процентов 60-70. Какую причину проблем «с выездом в поля» отразили эти многочисленные руки? Новый продавец за 3-4 месяца прирастает к удобному креслу в удобном офисе.

1. Радикальный вариант поможет? Нет. Уволили одних, набрали других и опять усадили в удобные кабинеты.

2. Пряники помогут? Нет. Люди за 3 месяца привыкли изучать продукт, а не вести переговоры. Все превратится в приписки и формализм.

3. Кнут поможет? Нет. Также как и в предыдущем пункте, приписки и формализм спасут от кнута.

4. Надсмотрщик поможет? Нет. Сила сопротивления продавцов будет равна силе воздействия руководителя. Либо они его «поломают», либо он их и они разбегутся.

5. Обучение поможет? Нет. Само по себе не поможет. А лишь в комплексе с другими мерами воздействия.

Например, вопрос теста 2.3 из блока «Сотрудники в продажах»: «Как происходит ввод в должность новых сотрудников?»


Рис.  6. Пример выявления проблемы с помощью вопросов теста

Варианты ответов на этот вопрос отлично диагностируют причины будущей активности или пассивности новых сотрудников. Кроме того, всегда есть смысл глубже погрузиться в процесс ввода в должность. Обратить внимание на отдельные детали. Сравнить скорость ввода разных людей при единой программе адаптации в должности.

Это только один пример из многочисленных проблем, которые комплексно устраняет правильно выстроенная система продаж. Мы же сейчас перейдем к практической части применения теста, разберемся какие причины проблем можно выявить.

Продолжение статьи в следующем выпуске.

Как получить тест и ключи к ответам

Для получения теста «Самодиагностика системы продаж» пришлите запрос на info@mrybakov.ru.
 

Примечания

 

[1] В статье мы будем говорить о системе корпоративных продаж (B2B), тест также создан для оценки продаж в сегменте B2B, но с определенными допущениями может применяться и для розничного сегмента продаж.

[2] Компетенция по организации продаж – это знание необходимой технологии продаж, подходящего для данного предприятия и опыт применения данного знания на практике, т.е. наличие опыта внедрения технологии продаж в работе своих сотрудников, организации управления продажами в рамках выбранной технологии.

[3] Предполагают существование десятков или даже сотен вариантов представления системы продаж. В данной статье будет рассмотрен мой вариант, на основе которого создан тест.

[4] Продавец – это роль в Системе продаж, ее может играть сотрудник или руководитель в любой должности. Далее в статье под продавцом я понимаю любого сотрудника компании, который взаимодействует с клиентом на переговорах.

[5] Приемлемость кандидата – это набор критериев для оценки кандидата по формальным признакам: пол, возраст, образование, курсы повышения квалификации, сферы предыдущей деятельности, стаж работы в должности, семейное положение, местожительство, зарплатные ожидания и пр. Все то, что кандидат может подтвердить документально или указать в анкете (резюме).

[6] Пригодность кандидата – это набор критериев для практической проверки личных качеств и компетенций соискателя: прогноз его поведения в должности; способность выполнять технологию продаж; способность решать задачи, указанные в «круге задач должности»; ответственность и стрессоустойчивость; способность соответствовать ситуации по внешнему виду, речи, поведению; грамотность речи и письма; владение ПК и необходимым ПО; быстрая адаптация и обучаемость и пр. Все то, что кандидат может практически выполнить и подтвердить до начала работы в должности.

[7] «HR-воронка» конкурсного отбора – графическое представление прохождение кандидатов через этапы конкурса с указанием плановой конверсии на каждом из этапов, например, 100 кандидатов на входе в воронку – кандидаты, которые прочитали наше объявление о вакансии; 60 кандидатов откликнулись на вакансию – с ними созвонился наш сотрудник; 50 кандидатов приглашены на первичное интервью; 30 кандидатов приглашены на итоговое групповое собеседование – конкурс; 20-25 кандидатов приняли участие в конкурсном отборе; 3-6 кандидатов отобраны на стажировку.

[8] Пакетный режим – выделение в плане рабочего времени крупных временных блоков для однообразной деятельности: звонков клиентам, работы над документами, подготовке списков контактов потенциальных клиентов, выезды на встречи и пр.

[9] Светофор показателей – способ визуального представления показателей деятельности сотрудников, где цветом выделяется полное, частичное или недостаточное выполнение установленного норматива. Полное выполнение – зеленый цвет (порядок!), частичное – желтый (внимание!), недостаточное – красный (нарушение!)

***

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

Книги Михаила Рыбакова

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

Книги Наталии Морозовой

О финансах легко и непринужденно

Упрощенка 2016 от А до Я

 
     Прошлые выпуски
Советы бизнес-консультанта. Выпуск 388. Как выйти из бизнеса Советы бизнес-консультанта. Выпуск 387. Бизнес-процессы и проекты Советы бизнес-консультанта. Выпуск 386. Мечта о контроле Все выпуски рассылки
 
 
Subscribe.Ru / АО «Интернет-Проекты» / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий