Советы бизнес-консультанта Море, пальмы, управленческий учет… Выпуск N392, 24.11.2016. Регулярно выходит с января'2007 Уважаемые читатели, добрый день! Выпуск подготовлен Наталией Морозовой. Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Почему-то работа идет всегда волнами. Сейчас у меня две основные темы, по которым я провожу стратегические сессии в компаниях: «Постановка управленческого учета» и «Налоговая безопасность». Статью пишу в самолете: возвращаюсь из Перми, из компании, в которой помогала поставить управленческий учет (УУ). Настроение – отличное. Абсолютно очарована собственниками - они умные и очень светлые. К тому же понравилась и Пермь, с ее спокойными и доброжелательными жителями, и река Кама, и театр «У Моста», в котором посмотрела потрясающую «Панночку». А вчера утром, готовясь к встрече и набрасывая тезисы, поняла, что никуда не деться, и что по факту я уже начала писать следующую книгу, которая будет посвящена принципам построения управленческого учета; в частности, в ней я надеюсь дать пошаговую инструкцию, как руководство к действию. И много примеров из практики. Но, как показывает опыт, книга пишется года три, а тема очень важная и нужная собственникам прямо сейчас. Я решила, что на бизнес-лагере "Эффективное управление финансами. Дагомыс - 2017" я посвящу постановке УУ два дня (подробную информацию и программу лагеря можно найти на сайте). Теоретические знания будут закреплены работой в группах. А, если, кто-то привезет свои данные, то сможет продумать, записать и обсудить со мной и другими участниками этапы постановки УУ именно в своей компании. Присоединяйтесь. Ведь участие в таких мероприятиях – это не только возможность интенсивного получения знаний по финансам, но и возможность общения с коллегами, обмена опытом решения различных задач, а порой и выстраивания дальнейших взаимовыгодных партнерских отношений. А уж дружеские возникают всегда :). Этот десятый, юбилейный лагерь обещает быть замечательным. Приезжают собственники бизнеса от Кингисеппа до Благовещенска. Я лично знаю многих из будущих участников. Они круты невероятно. И я заранее радуюсь интересному общению. Если решите присоединиться, то выгодно это сделать до понедельника , 28 ноября, (стоимость участия – 45 000 рублей за 6 дней обучения). Со вторника стоимость участия поднимается. Отзыв клиента Олег Вохмин, совладельца ГК «Экосервис». Бизнес-лагерь Наталии Морозовой «Управление финансами для собственников и руководителей бизнеса». «Для тех руководителей, которые хотели бы, принимая управленческие решения, как можно чаще попадать в «десятку», финансовые инструменты - это то, что нужно. Ведь в этом случае, кроме личной интуиции, мнения коллег и подчиненных, мы используем еще и помощь объективных беспристрастных критериев. Даже после первого знакомства с Наталией и получения от нее только части этих фин. инструментов, принятие эффективных управленческих решений в нашей компании упростилось в разы. Потому что финансовые инструменты, если так можно выразиться, переводят общение с языка эмоций на язык цифр, который однозначен и понятен практически для любого человека, и тогда решения не «продавливаются» авторитетом того или иного руководителя, а принимаются как бы сами собой при полном согласии и понимании большинства коллектива. А это в свою очередь во много раз облегчает их дальнейшее сознательное, а значит успешное внедрение. Особенно это касается сложных, спорных ситуаций, когда нет однозначного для всех мнения. В нашем коллективе, с подачи исполнительного директора даже прижилось такое выражение: «Это не бухгалтерский термин»)). Теперь это выражение мы применяем тогда, когда кто-нибудь по старинке аргументирует свое мнение такими не однозначными понятиями как: «хорошо», «плохо», «много», «мало» и т.п.и означает оно как раз просьбу перевести свою аргументацию с этого языка эмоций на финансовый язык точных цифр. А еще мне как собственнику хочется отметить следующее, что если для моих коллег-собственников, которые участвуют в оперативном управлении компанией, владение финансовыми инструментами значительно повышает эффективность этого управления, то для тех собственников, которые задумались отойти от оперативного руководства, финансовые инструменты - жизненная необходимость. Ведь если мы отходим от оперативного управления, наша непосредственная связь с бизнесом ослабевает, а без ее наличия наша интуиция может нас и подвести в принятии тех или иных стратегических решений, а полагаться только на мнения управляющих тоже чревато. Как сказал один из участников нашего лагеря у Натальи, отойти от оперативного управления бизнесом – это все равно что из кабины пилота самолета пересесть в пассажирское отделение и полагаться исключительно на пилотов, что для меня как собственника, не приемлемо для дальнейшей спокойной жизни). Владение же финансовыми инструментами управления для собственника, переведя на авиа язык - это умение летать по приборам, что крайне необходимо, когда мы уже не можем визуально определить расположение нашего самолета (бизнеса) и вовремя скорректировать его дальнейшее движение к намеченной цели. P.S. Большое спасибо Наталии за передачу нам своего бесценного опыта. Удачи в делах и счастья в жизни !!! Команда собственников ГК «Экосервис». А сейчас отрывок из моей книги «О финансах легко и непринужденно». Виды учета. Управленческий учет В каждой российской компании на данный момент существует как минимум два вида финансового учета: налоговый и бухгалтерский. Налоговый учет наиболее регламентирован и точен (все учитывается в рублях и копейках). Существуют четкие правила расчета налогов. Правила сии начертаны в настольной книге каждого российского главного бухгалтера – Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). А разъяснения даются Министерством финансов и налоговыми службами. Ну и Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ как последняя инстанция в вопросе толкования норм налогового законодательства. Налоговый учет ведется для государства. Информация предоставляется в строго регламентированных отчетах (декларациях) в строго определенные сроки. Понятно, что ошибаться в данном учете не хочется. Слишком велика цена вопроса: как минимум штрафы, пени, недоимки, как максимум – уголовная ответственность. Отвечает в организации (но не перед государством!) за правильное ведение налогового учета главный бухгалтер (этому непростому человеку и его роли в компании посвящена глава XII). Бухгалтерский учет в организации также регламентирован и точен. Он ведется в соответствии с законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отличие от налогового учета в нем можно проявлять некое творчество, но реперные точки закреплены. Результатом бухгалтерского учета на предприятии становится внешняя финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.), которая, начиная с 1 января 2013 года, предоставляется раз в год (до 31 марта следующего за отчетным года) в налоговую инспекцию и органы статистики. Потребитель результатов бухгалтерского учета – государство. Но не только. Это и ваши потенциальные партнеры, и кредиторы с акционерами, ну и, конечно же, конкуренты. С 2013 года внешняя финансовая отчетность предприятия является открытой. То есть любое заинтересованное лицо может ознакомиться с финансовыми результатами вашей компании. Конечно же, и раньше данные из статистики «вытекали», но теперь открытость легализована. Занимается ведением бухгалтерского учета главный бухгалтер, а отвечает за его правильность единолично руководитель (тоже новшество 2013 года). А теперь давайте честно ответим, насколько внешняя финансовая отчетность соответствует действительному положению дел на вашем предприятии. Так и вижу улыбки на лицах. Поговорка «Есть ложь, наглая ложь и статистика» появилась не на пустом месте. Но ведь где-то же должна быть правда? Где-то же должно отражаться реальное финансовое положение компании? Должно. Ведь должен же собственник понимать, куда движется его бизнес, что вообще с ним происходит? Должен. Вот для этого-то и существует третий вид финансового учета – управленческий. Управленческий учет (УУ) абсолютно достоверный. Он гибкий и создается под потребности каждой компании. Он всегда индивидуален. Вы можете самостоятельно решить, какая точность вам нужна, какие показатели для вас наиболее важны, в какой валюте вы ведете УУ (это не налоговый и бухгалтерский учет, где обязательна валюта РФ, для себя можете вести хоть в швейцарских франках). Главное в УУ – его достоверность и адекватность. Как сказал один из участников моего лагеря на Угре в 2012 году: «УУ – это как приборная доска у автомобиля. Видно, с какой скоростью едешь, насколько бензина хватит, не пора ли масло менять...» Это очень образно и верно. УУ – мощнейший инструмент для наведения и поддержания порядка в бизнесе, а также очень точный индикатор для отслеживания происходящих в нем (бизнесе) изменений. Анализ данных УУ служит основой для принятия оперативных управленческих решений. С помощью УУ можно увидеть реальные показатели компании (прибыль, рентабельность и т. д.) по каждому из направлений бизнеса, оценить ликвидность компании в целом. А главное, отслеживать динамику. Например, прибыль в компании по одному из направлений бизнеса по сравнению с прошлым месяцем упала. Анализируем, из-за чего. Может быть, упали продажи (тогда это вопрос к менеджерам), а может быть, выросли закупочные цены, и тогда надо разбираться уже с этим вопросом. И решать, что делать: надо ли повышать отпускные цены (не заметили, что цены на рынке выросли), или ваш снабженец плохо работает, не находя оптимальных цен. Опять же сразу возникает вопрос «почему». Ленив – тогда можно мотивировать, а если откаты берет – тогда гнать в шею. Возможны и другие причины. Уменьшение прибыли возможно и из-за возрастания накладных (косвенных) расходов. Вы посмотрите, какие именно накладные расходы выросли, и проанализируете почему. А потом решите, что с этим делать. История из практики. В компании как-то резко возросли расходы на хозтовары. Удивились. Разобрались. Оказалось, что после переезда бумажные полотенца и всякое подобное стали хранить в не запирающейся кладовке. Поставили замок. Расходы нормализовались. Или при постановке учета в компании, занимающейся автоперевозками, появилась статья накладных расходов «Прочее». Это то, что дают водителю с собой в дорогу «на тот самый случай». И вот оказалось, что на одних и тех же маршрутах у всех водителей расходы более-менее одинаковые, а у одного в разы больше. Сразу возник вопрос: «Почему?» Отличительной чертой УУ является то, что он включает в себя не только финансовый, но и оперативный учет. Это и постановка задач, и контроль их выполнения, и учет чего-либо в натуральных величинах, а не в денежных (например, количество звонков, принятых каждым из секретарей за период, или оборачиваемость товара в днях). На основе адекватного УУ можно вводить элементы планирования и бюджетирования. Подводя итог, хочу сказать, что адекватный управленческий учет помогает эффективно управлять финансами и принимать правильные управленческие решения. И здесь мы подходим к основной проблеме для ведения полноценного управленческого учета: для того чтобы иметь возможность успешно пользоваться им годами, управленческий учет надо один раз грамотно поставить и автоматизировать. А это требует ресурсов как интеллектуальных, так и материальных. Для финансового анализа предприятия нужны как минимум три формы отчетности: «Баланс» – он же BS (balance sheet), «Отчет о движении денежных средств» (ОДДС) – он же CF (cash flow) и «Отчет о доходах и расходах» (ОДР) – он же P&L (profit & losses) – за несколько периодов. Об их сути мы и поговорим далее. Важно! Все отчеты, которые мы будем рассматривать в данной книге, сформированы исключительно по данным управленческого учета (речь не будет идти о тех отчетах, которые сдаются в налоговую инспекцию)». Искренне Ваша, Наталия Морозова Всего доброго! Полный структурированный архив рассылки >>> Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время). P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире! С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW: www.mrybakov.ru Тел.: +7 (495) 926-26-09 E-Mail: info@mrybakov.ru Skype: mrybakov.partners FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder |
Комментариев нет:
Отправить комментарий