Алексей Осипов, защищая идею всеобщего спасения или апокатастасиса, указывает на укрепившееся в христианском богословии представление о невечности ада. Забегая вперед, сразу отметим, что такое представление в Церкви существует и не требует оспаривания, но доказательством апокатастасиса оно не является. Осипов вспоминает литургическое песнопение в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» (Триодь Постная). Также он приводит несколько созвучных цитат из Писания и толкований отцов. «Когда же тленное сие облечется в нетленное и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор 15:54-55; ср. Ос 13:14). Св. Феофан Затворник: «Когда тление таким образом изгнано будет из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь, тогда все преисполнено будет радостью жизни» (Толкование Первого послания к Коринфянам, 7 [1 Кор 15:54]). Св. Ефрем Сирин: «Во гласе Господа ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу, который совершенно упразднит его» (Толкование на Четвероевангелие, 20). Далее Осипов делает вывод: «Нет сомнения, что победою Христовой все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя и с Ним дар благодати Крещения, и, таким образом, станут членами Церкви Христовой – спасутся. Эта полная победа над адом и смертью догматически точно показана на древнерусской иконе Воскресения, где ад разрушен сошедшим в него Христом. …Так, св. Ефрем Сирин, утверждавший, что Господь совершенно упразднит ад, писал и обратное: Он "праведников вознесет на небо, а нечестивых ввергнет в геенну" [Псалтирь, 19.134]» (Путь разума в поисках истины, гл.10, §4). Здесь Осипов уже не пытается, как обычно, создать впечатление двойственной позиции «ни нашим, ни вашим», а совершенно конкретно высказывается в пользу апокатастасиса: «Нет сомнения, что победою Христовой все… непокорные… станут членами Церкви Христовой – спасутся». Почему-то у Осипова нет сомнений, меж тем его вывод строится на весьма шатком фундаменте. И дело даже не столько в том, что в основе этой ошибочной мысли лежит явное противоречие: с одной стороны ад как бы полностью разрушен, а с другой стороны он признается вполне действующим и функционирующим в виде своеобразной химчистки для грешных душ или чистилища. Богословская проблема тут более существенная – сотериология Осипова практически полностью игнорирует Откровение Иоанна, вследствие чего ей недостает системности, а построенный из разрозненных лоскутков цитат карточный домик неубедителен и рассыпается от малейших дуновений критики. Вот, например, Осипов находит у св. Ефрема Сирина цитаты об упразднении ада и о ввержении нечестивых на вечное мучение в геенну. Профессор видит в этом противоречие, потому что не понимает разницу между адом и геенной. Св. Ефрем понимал, а Осипов недоумевает. Ад или шеол – это временное вместилище душ. Полное опустошение ада осуществится при всеобщем воскресении. После чего ад будет уничтожен. Действительно, было бы странно извлекать человека из ада и воскресить, чтобы снова отправить в ад. Но куда же тогда отправляются воскрешенные грешники после осуждения на Последнем Суде? Они отправляются в геенну. Место, отличное от ада. Геенна огненная или долина Еннома – исторически это название местности к юго-западу от Иерусалима, где поначалу израильтяне занимались идолопоклонством и огненными жертвоприношениями, а позже ставшей местом свалки и сжигания нечистот. Непрестанное горение, дым и смрад, шедший от этой долины, сделал ее впоследствии символом и названием места вечных мучений. Священник Георгий Максимов замечает: «Надо сказать, что в христианской письменности термином "ад", как правило, обозначается то место предожидания душ умерших, в котором они находятся до всеобщего Воскресения. После всеобщего Воскресения и Страшного Суда души – уже вместе с телами воскресших людей будут судимы, и праведники, веровавшие во Христа, отправятся в Небесный Иерусалим, а те, кто во Христа не веровал, и те, кто, даже веруя во Христа, жил недостойно Христа – те отправятся в геенну огненную. Так вот, и в простонародном таком восприятии, а потом в христианской литературе и в последствии, в том числе в святоотеческой литературе, стало употребляться слово "ад" и по отношению к этому месту временного предожидания душ, и по отношению к геенне огненной, этой вечной нескончаемой муке. Хотя изначально преимущественно разделение было. И когда говорилось о том, что будет после Страшного Суда употреблялось "вечная мука", "вечное наказание" – слова из Евангелия. Этим и жонглирует Алексей Ильич – тем, что он те слова святых, которые были сказаны про это место предожидания душ, которое действительно упразднится, потому что когда все воскреснут, это место уже будет не нужно, оно исчезнет. Эти слова упразднения ада он переносит на то, что будет уже после Страшного Суда. Это касается и его цитаты из преподобного Ефрема Сирина» (Ответ А.И. Осипову о решении СББК). Ад определен для временного пребывания в нем несвятых душ, а в геенну будут отправлены злостные грешники в воскрешенных телах, о чем и Христос говорил: «Бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10:28; ср. Лк 12:5). За дополнительными разъяснениями обратимся к тексту Апокалипсиса: «Смерть и ад повержены в озеро огненное... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр 20:14-15). Под огненным озером, «горящем серою» (Откр 19:20), подразумевается геенна. В нее отправляются смерть, ад и непомилованные на Суде воскресшие грешники. Поэтому хотя ад и не вечен, однако же это не исключает бесконечных мук в геенне для непрощенных. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий