Книга «Атеизм как религия» ожидаемо вызвала негативную реакцию со стороны атеистов. Однако почти никто из них не попытался обосновать рациональные причины несогласия с выводами книги. На момент написания этих строк более-менее развернутые комментарии получены только от Леонида Яковлева, обитателя «Живого журнала» (https://ext-6093636.livejournal.com). Эти комментарии нельзя назвать достаточно убедительными, но определенные моменты имеет смысл обсудить. Собственно, давайте к этому и приступим. Пожалуй, единственное бесспорное замечание, высказанное оппонентом, касается отсутствия в книге четкого определения термина «религия». Замечание справедливое. Все мы в той или иной степени представляем, что такое религия. Тем не менее, общепринятого определения религии не существует. Поэтому придется сформулировать собственное. Например, такое. Религия – это определенная система взглядов (мировоззрение), обусловленная верой в недоказуемое, обычно включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, объединение людей в организацию (община, коммуна). Только лишь формализовать определение религии недостаточно. Требуется пояснение, почему оно именно такое. Мировоззрение, обусловленное верой в недоказуемое – бытие или небытие Бога недоказуемо, поэтому как теисты, так и атеисты являются адептами религии. Это основной атрибут. Свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий – распространенный, но необязательный атрибут религиозности. Вместе с тем, если имеет место обрядовость, то это несомненный признак религии. Объединение людей в организацию (община, коммуна) – этот признак скорее дополняющий, приложение к основному атрибуту религии. Довольно часто в определение религии включают такой признак как «вера в сверхъестественное или божественное». Подобный подход является ошибочным, так как в этом случае из-под понятия «религия», к примеру, выпадает буддизм, поскольку в нем отсутствует вера в божественное, а элементы веры в сверхъестественное являются необязательной составляющей. Объявление атеизма религией является лишь констатацией факта, а не чем-то иным. Книга «Атеизм как религия» исследует эту тему подчеркнуто нейтрально, без каких-либо конфессиональных уклонов, без апологетики теизма. Каково же было мое удивление, когда Леонид Яковлев выдвинул к данной книге обвинение в пропаганде монотеизма. На этом основании, в целом ряде случаев, он фактически уклонился от обсуждения отдельных религиозных сторон атеизма, а вместо этого переключился на критику христианства, что можно расценить как попытку увести разговор в сторону. В настоящей книге, исходя из необходимости полемики с оппонентом, местами придется нарушить принцип нейтральности. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий