| Свидетельства античных писателей о Христе Кроме исторических источников, подтверждающих факты, описанные в Евангелиях, имеются также общие свидетельства античных писателей об Иисусе Христе, о которых уместно будет вспомнить. Плиний Младший в письме императору Траяну упоминает Христа как реальное историческое лицо. Также он свидетельствует о ранних христианах (Письмо 10.96). Гай Светоний Транквилл сообщает: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом [Chresto], он [император Клавдий] изгнал из Рима» (Жизнь двенадцати цезарей, 5.25.4). И далее продолжает: «[Нероном] наказаны христиане [Christiani], приверженцы нового и зловредного суеверия» (Там же, 6.16.2). Более подробно о гонении Нерона против христиан пишет Корнелий Тацит. Он также считает Христа реальным историческим лицом. Тацит определенно относит казнь Иисуса Христа ко времени правления императора Тиберия в Риме и наместничества Понтия Пилата в Иудее (Анналы, 15.44). Иосиф Флавий рассказывает об Иакове, сводном брате «Иисуса, именуемого Христом» (Иудейские древности, 20.9.1). В другом месте, известном как «свидетельство Флавия» (треугольными скобками выделен текст, который отдельными исследователями считается неаутентичным), он пишет: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый<, если его вообще можно назвать человеком>. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. <То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц> Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. <На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки.> Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени» (Иудейские древности, 18.3.3).
Послесловие Теперь мы можем подвести некоторые итоги. Среди всех рассказов о жизни Иисуса Христа отцы Церкви выбрали только четыре Евангелия, вошедшие в канон Нового Завета. Авторами этих Евангелий являются апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Это подтверждается как внешними свидетельствами древних писателей, живших в апостольскую эпоху, так и внутренними свидетельствами самих текстов. Современные критики пытаются оспорить апостольское авторство и целостность Евангелий, однако их гипотезы не имеют достаточно убедительных аргументов. Сравнительный анализ Евангелий показывает, что они не противоречат, а дополняют друг друга. Соединенные воедино четыре евангельских повествования представляют собой ценный материал для дальнейших исследований.
(конец книги) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий