Осипов волен озвучивать собственное толкование слов Священного Писания и отцов Церкви. Но если имеется два варианта толкования, и один из них противоречит учению Христа, а другой находится с ним в гармонии, то какой вариант следует выбрать? Мы понимаем, как должен в таком случае поступить честный исследователь. Но не таков Алексей Осипов. Когда у него заканчивается корректная аргументация, то он без стеснения прибегает к искажению высказываний святых отцов. Разбор примеров нечистоплотного цитирования и других грязных приемов Осипова можно найти, например, в книге: игумен Нестор (Кумыш) «О вечности. Заметки о последней книге А.И. Осипова». Продемонстрируем пару наиболее характерных примеров подлога, воздвигаемых Алексеем Осиповым как «доказательство» веры святых подвижников в идею всеобщего спасения. Пример 1. Осипов приводит оборванную цитату из св. Иоанна Лествичника: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых…» (Лествица, 1.3). Отсюда Осипов делает вывод, будто св. Иоанн придерживается апокатастасиса. Во-первых, если не обрывать цитату на полуслове, а продолжить ее дальше, то яснее станет понимание высказывания святого: «…так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; "несть бо лицеприятия у Бога" [Рим 2:11]» (Там же). Св. Иоанн Лествичник говорит о вседоступности благ от Господа, и что Бог печется о всех людях без ограничений. Если же продлить упомянутую аналогию с излиянием света, то можно развить эту мысль так: сияние достигает каждого, кто не закрывается от него. Таким образом, и спасение может быть достигнуто грешниками, но лишь при условии их обращения к Свету истинному. Свет изливается для всех, но освещаются Им не все, ибо если кто сидит в темной пещере греха и не желает из нее вылезать, то не увидит сияния Истины. Во-вторых, если прочитать «Лествицу» целиком, а не только одну цитату, то еще лучше станут понятны взгляды св. Иоанна, в том числе – его отрицательное отношение к еретику Оригену и его ереси апокатастасиса, например: «Берегись, берегись, чтобы за пристрастие к возлюбленным тобою родственникам все у тебя не явилось как бы объятым водами, и чтобы ты не погиб в потопе миролюбия. Не склоняйся на слезы родителей и друзей; в противном случае будешь вечно плакать» (Лествица, 3.16). «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение [апокатастасис], внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» (Лествица, 5.41). «Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстает: и леность никогда не будет обладать тобою во время псалмопения» (Лествица, 7.21). «Кто пребывает во всегдашнем плаче по Богу, тот не перестает ежедневно [духовно] праздновать; а кто всегда празднует телесно, того ожидает вечный плач» (Лествица, 7.37). Пример 2. Осипов приводит вырванную из контекста цитату св. Феофана Затворника: «Христос воскресший есть начаток, в котором положено основание и указан путь всеобщего воскресения; а чрез это воскресение совершится окончательное восстановление падшего человечества, и явление его в предназначенной ему славе и в свойственном ему свете и совершенстве» (Толкование Первого послания к Коринфянам, 7 [1 Кор 15:23]). По мнению Осипова, здесь святитель Феофан будто бы учит о всеспасении. На самом же деле слова про «падшее человечество» касаются не грешников, и не им обетуется совершенство, а речь идет про конечное обновление природы человечества, поврежденной первородным грехом Адама и Евы; притом, воскресение славы подразумевается только для неосужденных на Суде. То, что это именно так, видно из дальнейших слов святого: «Но это только одна часть человечества спасенного, где же другая часть – неверов и грешников погибающих?... Где же воскресение грешников и неверующих? – Его надо доразумевать при словах: «потом же Христу веровавшии», доразумевать – то есть не без исключения и тех, кои не суть Христовы. Мысль всего будет такая: теперь Христос воскрес, а во второе Его пришествие воскреснут и Христовы, но не одни, конечно, а со всеми другими людьми. При этом останется только решить, чего же ради Апостол не помянул об них особо? – На это ответим: так ему было угодно; помянул он о Христовых, потому что говорил к тем, кои Христовы суть, и их надежды оживлял, а о нехристовых промолчал, чтоб не омрачать светлой картины воскресения, давая доразуметь о них читающим самим, – из того, что впереди сказал, что о Христе все оживут, без различия» (Там же). Трудно предположить, что Алексей Осипов не дочитал до этих слов; скорее всего, он умолчал о них осознанно, с целью извратить мысль св. Феофана Затворника в сторону ереси апокатастасиса. Священник Георгий Максимов, разобрав грязные методы полемики Осипова, заметил следующее: «Я не знаю, как назовете такого человека вы, но я назову такого человека ересиархом – причем циничным ересиархом, который сознательно использует опровергнутые цитаты, ложные цитаты, обрезанные цитаты, вырванные из контекста цитаты для того, чтобы создать видимость церковной поддержки тем учениям профессора, которые ему прекрасно известны, что они не являются учением Православной Церкви» (Ответ А.И. Осипову о решении СББК). Алексей Осипов очевидным образом пытается представить себя неким поборником истины. Но почему тогда он намеренно искажает учение святых отцов? Ведь подобное нельзя назвать исканием правды. Если ты стремишься доказать истину, то зачем для этого врать? (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий