среда, 25 сентября 2024 г.

Христианское чтиво. Спецвыпуск N20

Subscribe.ru
Христианское чтиво. Спецвыпуск N20
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Спецвыпуск N20
Экскурс 3:11. Вещий Авель (глава из книги «Апокалипсис. Толкование XXI века»)

В первых изданиях настоящей книги на этом месте располагался пересказ о монахе Авеле (1757 – 1831/1841[?]), в миру Василий Васильев, и его предсказаниях, за которые он был наречен некоторыми людьми титулом Вещий.

Позднее, убедившись, что многие сведения о нем носят недостоверный характер, моим изначальным порывом была мысль полностью удалить этот экскурс. Тем более, на нем не строилось каких-либо важных выводов. Однако, не с целью оправдания, а в качестве пояснения, я оставляю нижеследующий текст.

По разным причинам ряд писателей высказывались по поводу Авеля в положительном ключе. При этом они сами не исследовали данную тему достаточно глубоко и, одновременно с этим, своим авторитетом способствовали укреплению отдельных непроверенных сведений.

Приведем пару примеров.

У св. Игнатия Брянчанинова находим:

«Монах Авель, предсказывавший взятие Москвы французами, говорил, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничтожат» (Письмо 453 [503], 17 ноября 1863 года).

Сергей Нилус излагает следующий рассказ:

«Анархия в человеке – анархия и в природе. Воздвигни, Господи, пророка миру, да призовет его к покаянию! Не явится пророк, не обратит отступнического сердца к Богу, – не миновать предреченной "скорби, какой не было от века и не будет..." [ср. Мф 24:21; Мк 13:19]

Виделся с о. Н[ектарием]. Поговорил на эту тему.

– Пророка бы надо! – говорю.

– Пророка? – вопросительно повторил за мною это слово отец Н[ектарий], – вот что я расскажу вам на это. Во дни великой Екатерины в Соловецком монастыре жил-был монах высокой жизни. Звали его Авель. Был он прозорлив, а нравом отличался простейшим, и потому, что открывалось его духовному оку, то он и объявлял во всеуслышание, не заботясь о последствиях... [Далее следует легендарное жизнеописание Авеля с беллетризованными прорицаниями – Прим. В.С.]» (На берегу Божьей реки, часть 1, 26 июня 1909 года).

Также Нилус приводит воспоминание Марии Герингер, состоявшей на должности обер-камер-фрау при особе Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. По словам Герингер, 12 марта 1901 года Николай II с супругой отбыли в Гатчинский дворец, где ознакомились с предсказаниями Авеля, якобы хранившимися в запечатанном ларце со времен императора Павла I: «После этой поездки я заметила, что при случае, Государь стал поминать о 1918-м годе как о роковом годе и для него лично, и для династии» (На берегу Божьей реки, часть 2, глава 7.2).

Между тем, документальных свидетельств о хранении в Гатчинском дворце ларца Павла I не имеется. Кроме того, записи в Камер-фурьерском журнале, равно как и дневниковые записи Николая II, за 12 марта 1901 года не подтверждают версию о путешествии царской четы в Гатчину в этот день.

Мифологизированная история Авеля и атрибутируемые ему лжепредсказания, явно сочиненные постфактум, соблазняют некоторых современных исследователей до сих пор. Так, например, в книге иеромонаха Леонтия Севрука «Божии откровения о будущем России и всего мира» воздвигнута апология достоверности «авелевых пророчеств».

В последнее время появились, скажем так, более скептические аргументированные работы в этом направлении. В частности, можно указать на статью Николая Колчуринского «Монах Авель – миф или исторический герой?» (Альфа и Омега, №54, 2009 год) и развернутое мнение иерея Георгия Максимова «Кто такой Авель "Тайновидец"?» [опубликовано 16.01.2020] (https://www.youtube.com/watch?v=1XL4mYPgIdk). Тем не менее, мифологизация в отношении Авеля не остановилась.

Мое внимание Авель привлек приписываемым ему следующим предсказанием:

«О судьбе же державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще – безбожном… Где татары? Где поляки? И с игом безбожным то же будет».

Здесь нетрудно обнаружить определенную аллюзию с первыми тремя великими империями в пророчестве Даниила (Дан 2:1-47) при их переложении на российскую историю в виде золотого, серебряного и медного ига. Не упомянуто только четвертое железное иго или империя Антихриста. Впрочем, для проведения таких параллелей нет необходимости привязываться именно к личности Авеля. Подобное толкование вполне может существовать само по себе.

Еще одно сочиненное пророчество, подписанное именем Авеля, имеет популярность в русских монархических кругах:

«Невозможное человеку возможно Богу. Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре [по вере] и воздвигнет рог спасения русского. И восстанет в изгнании из дома [Романовых] князь великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто не речет: "Царь здесь или там", но "Это он". Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое призвание. Имя его трикратно суждено в истории российской [Здесь, очевидно, намек на имя царя Николая III – Прим. В.С.]. Пути бы иные сызнова были бы на русское горе. Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное. Вернется к истокам древней жизни своей, ко временам Равноапостольного [Владимира], уму-разуму научится беседою кровавою. Дымом фимиама и молитв наполнится и процветет аки крин [т.е. лилия – Прим. В.С.] небесный. Великая судьба предназначена ей. Оттого и пострадает она, чтобы очиститься и возжечь свет во откровение языков».

И в этом случае, чаяния монархистов имели бы гораздо более прочный фундамент, если бы отказались от ссылок на выдуманные предсказания такой сомнительной фигуры как монах Авель.


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво. Внеплановый выпуск N32 Христианское чтиво N178 Христианское чтиво N177 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий