В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки присутствует рассказ об исцелении Иисусом бесноватых возле Геннисаретского озера (Мф 8:28-34; Мк 5:1-21; Лк 8:26-39; СЕ 66). Рассказ этот у каждого евангелиста имеет ряд особенностей и различий. Но сначала обратим внимание на сходные моменты. События развиваются после укрощения бури на Геннисаретском озере (Мф 8:18-27; Мк 4:35-41; Лк 8:22-25; СЕ 65). Действие происходит на противоположном от Галилеи берегу, в стране Гадаринской или иначе Гергесинской (Мф 8:28; Мк 5:1; Лк 8:26). В той местности имелись горы с пещерами-гробами, где обитали одержимые бесами люди (Мф 8:28, 32; Мк 5:2, 13; Лк 8:27, 33). Исцеление Иисус совершил, изгнав бесов в стадо свиней, которые после этого бросились в озеро (Мф 8:30-32; Мк 5:11-13; Лк 8:32-33). Очевидно, речь идет об одном и том же событии. Матфей повествует об этом очень кратко, и говорит о двух бесноватых (Мф 8:28), исцеленных Иисусом. Марк и Лука сообщают больше подробностей, но упоминают лишь одного бесноватого (Мк 5:2; Лк 8:27), одержимого многими бесами. По Марку и Луке их количество составляло легион (Мк 5:9; Лк 8:30). Далее Марк уточняет, что численность бесов достигала около двух тысяч (Мк 5:13). Если учесть, что римский легион состоял из 2-10 тысяч пехотинцев, то здесь нет преувеличения. При этом Марк и Лука как бы расходятся с утверждением Матфея о двух бесноватых. В соответствии с принципом достижения согласованности, результирующий текст не должен противоречить ни Матфею, ни Марку и Луке. Поскольку Матфей принадлежал к числу двенадцати апостолов и, скорее всего, был очевидцем данного события, мы без сомнений можем довериться его сообщению о двух бесноватых. Матфей не пишет о легионе бесов, и не называет их число, но он упоминает, что изгнанные бесы были вселены в большое стадо свиней (Мф 8:30; ср. Лк 8:32). В этом моменте он сближается с Марком и Лукой. По Марку и Луке к Иисусу подбежал только один бесноватый, устами которого говорил хор бесов (Мк 5:12; Лк 8:31). Слова Матфея также можно понять, что с Иисусом заговорили сразу множество бесов (Мф 8:29, 31). Здесь вновь видим достаточно тесную согласованность между евангелистами. Быть может, Марк и Лука говорят об одном бесноватом, поскольку он один подбежал близко к Иисусу, или из двух бесноватых он был более свирепым, или же в нем было большее количество бесов? Возможно. Однако, как представляется, основная причина была в другом. Разгадку, по-видимому, следует искать в конце рассказа Марка и Луки, где они сообщают, что лишь один исцеленный бесноватый с благодарностью вернулся к Иисусу, просился следовать за Ним, а после отказа отправился проповедовать о произошедшем (Мк 5:18-20; Лк 8:38-39). В таком ракурсе различия в сообщениях евангелистов можно рассматривать как вполне согласующиеся. (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий