И вовлечь сотрудников в развитие бизнеса | Добрый день! Как взбодрить команду Для многих компаний сейчас не самое легкое время. Бизнесмены не спят ночей: ломают головы над тем, как сохранить то, что создавали годами. При этом многие сотрудники, как ни странно – спокойны. Почему? По одной простой причине: Они не считают риски компании своими. Есть же умный шеф – вот он пусть и думает. Ему ведь больше всех надо! Мы видим такие настроения каждый день. Я рад, если ваша компания – исключение. Если нет – сегодняшняя статья поможет вам вывести своих людей из привычной спячки. *** Итак, первое, чего вам надо добиться – «разбить стекла теплицы». Чтобы сотрудники почувствовали, что внешние угрозы касаются и их лично. Это принесет пользу и им, и компании. - Им – так как растения, выращенные под стеклом, менее устойчивы к заморозкам и прочим ветрам. Возвращение к реальности сделает их более жизнеспособными, сильными. Включит разум и волю.
- Компании – так как позволит ей выжить. Ну а если получится, то и укрепиться за счет рыночной доли более ленивых и сонных конкурентов.
Второе – включить работников в развитие бизнеса. Чтобы они делали это от души, увлеченно. Почти так, будто этот бизнес – их собственный. Вот, собственно, и все. Остается «небольшой» вопрос»: КАК? Практическое задание. Вспомните, как вы старались вовлечь своих работников. Какие способы вы применяли? Какие были результаты Варианты есть разные. - Можно использовать «оральный метод», то есть громко требовать от сотрудников: в личных беседах и на совещаниях. Поначалу иногда помогает. Только человек быстро наращивает броню, пробить которую с каждым разом все сложнее. Ну и отношения между вами уже никогда не будут партнерскими.
- Можно взывать к совести, увещевать, уговаривать. Рассказывать о звездах, пугать рисками. Как правило, это не работает: «А Ванька слушает, да есть». Или «Собака лает – караван идет». При этом авторитет ваш упадет ниже плинтуса.
- Можно прописывать жесткие инструкции и требовать их выполнения: «шаг в сторону – расстрел». Работает только из-под палки (всевозможные контролеры, камеры, детектор лжи и пр). Но как только цербер отвернется, люди найдут способ делать то, что им хочется и выгодно. И уж точно они не будут вкладываться душой в работу.
- Можно вообще разувериться в людях и решить, что нужно все и вся автоматизировать. Чтобы сотрудники работали в рамках жесткой ИТ-системы и «не могли никуда деться из этой подводной лодки». Получите пассивных зомби. Или хитропопых обманщиков (типа Нео из «Матрицы»), пользующихся дырками в системе.
- И так далее…
Конечно, бизнес-процессы, автоматизация и пр. – это благо. Если делать по уму. *** Так как же взбодрить и вовлечь команду? Подход очень простой. Человек верит только самому себе. Например, если вы будете говорить ему про риски, то он мысленно отмахнется и забудет. А вот если он сам их обнаружит, да еще обсудит с коллегами, да еще увидит серьезные последствия… О, это совсем другое дело! Как это организовать? Внешне довольно просто. Провести стратегическую сессию со своей командой: обсудить ситуацию на рынке и в компании, наметить пути решения проблем. Но тут есть много нюансов. - Важна атмосфера доверия и взаимного уважения. К сожалению, во многих компаниях ее нет – противостояние руководства и сотрудников, конфликты и интриги.
- Шефу важно не столько продвигать свое «единственно правильное» мнение, сколько спрашивать сотрудников и слушать.
- При этом не допускать излишнего «балагана», долгого соскакивания с темы и т.п.
- Выработать реалистичный план действий, определить ответственных и сроки. Не формально, а по-настоящему.
В общем, проводить сессии – это искусство. Сколько лет этим занимаюсь – каждая сессия (даже в уже знакомой компании) для меня сюрприз. И приходится на ходу решать, каким будет следующий шаг. Не только логикой, но и интуицией. Сессия проходит как бы на двух планах: - Деловом
- и психологическом.
На деловом идет проработка реальных задач компании (в отличие от тренинга, семинара и пр). В кризис нужно многое пересмотреть. Как в стратегии компании, так и в организации ее работы внутри. Например, по стратегии: - Анализ текущей ситуации в компании и вовне (люди наконец-то понимают, где оказались, возрастает мотивация выбираться из ж..ы)
- Видение и цели
- Анализ клиентских групп
- Продуктовая линейка
- Каналы продвижения и продаж
- Способы удержания клиентов, повышения отдачи от них
- Конкурентный анализ
По внутренней организации бизнеса: По работе с персоналом: - Конкурсный найм
- Система мотивации
- Корпоративная культура (проходит фоном через всю сессию).
И, конечно, внедрение изменений в повседневную жизнь компании. Нужно создать и запустить четкий механизм. Потому что очень грустно порой видеть на сервере папку с названием вроде «Всякая хрень\ Старый комп\ Стратегическая сессия 2020». Естественно, что программа сессии каждый раз разная: все компании, как и люди – уникальны. Принципы и технологии универсальны, а их воплощение отличается. Практическое задание. Какие темы сейчас важно проработать в вашей компании? Учтите, что: - в бизнесе все взаимосвязано
- людей нужно вводить в проблематику компании постепенно
- все разные, у каждого свой характер и довольно узкий взгляд на ситуацию
- время сессии ограниченно – нужно выделять приоритеты
- люди – не компьютеры, обсуждение часто идет не туда, куда изначально планировали, и не строго по графику
А вот на психологическом плане происходят совсем иные процессы. Изначально в большинстве компаний тут тоже полный бардак: застарелые конфликты, обиды, нарушения субординации, неумение и нежелание слушать друг друга. На сессии команда пересобирается, меняется атмосфера, люди делают шаги навстречу друг другу и компании. Как недавно пошутил мой клиент – совладелец крупной девелоперской компании: «Михаил, это же почти психотерапия!». Да, именно так. Не зря же я получил третье высшее образование (помимо системно-аналитического и психологического): личная и групповая психотерапия в гештальт-подходе. Пожалуй, я пришел к этому вынужденно. Потому что без глубокой психологической работы не внедряются самые прогрессивные бизнес-технологии: от целей и стратегии до бизнес-процессов и мотивации людей. Вот так и живем: одна нога в бизнесе, вторая – в практической психологии. И бизнесу становится лучше, и его собственнику, и руководителям, и работникам. Практическое задание. Вспомните, как вы проводили какое-то собрание, совещание и т.п. Удалось ли прийти к согласию? Что вам помогало, что мешало? Какая атмосфера была в команде перед встречей, во время и после нее? В последующем выполнили план, намеченный на мероприятии, достигли результатов? Возвращаемся к стратегической сессии. Без нее взбодрить команду и грамотно вовлечь людей в изменения практически нереально. Вы можете проводить сами или с участием профессионального модератора (ведущего). Решать вам, но это дело сложное – нужно глубоко разбираться в бизнесе и в людях. Я учился этому на практике более 20 лет, набивал всевозможные шишки. Первые несколько сессий я бы рекомендовал провести с внешним модератором. А параллельно – учиться делать это самостоятельно. На мой взгляд, это полезно уметь каждому профессиональному собственнику бизнеса и руководителю. Можете начать с организации стратегической сессии в своей компании. А еще эффективнее – сначала на практике изучить «матчасть». Собственно, для этого мы каждый год проводим бизнес-лагерь «Как навести порядок в бизнесе и вовлечь команду в его развитие». После того, как собственники и топы компании съездили на лагерь, изменения в бизнесе проходят гораздо легче. А последующая сессия внутри компании позволяет включить в изменения руководителей среднего звена и ведущих специалистов, неформальных лидеров. Ближайший бизнес-лагерь пройдет 5-15 августа под Тарусой в прекрасном СПА-отеле Welna. Это самое глубокое мероприятие года по выстраиванию и отладке системы в бизнесе. Участвуйте топ-командами – это очень важно, чтобы внедрить полученные знания и навыки в своей организации. Добрая цена при оплате до конца мая. Забронируйте места для себя и своей команды! Отзывы участников бизнес-лагерей Александр Межевов Коломна. Совладелец компании Гринтриз (производство и продажа искусственных елей и аксессуаров). Мы подробно разбирали три фундаментальных темы: цели, построение системы и люди. Несмотря на то, что я и наша компания уже на протяжении года очень тесно сотрудничаем с Михаилом Рыбаковым. Мы уже год как наводим порядок. Эти темы мне были знакомы, и я даже сомневался, не будет ли мне скучно. И хорошо, что мои опасения не оправдались. Атмосфера была просто потрясающая. Люди такие грамотные, такие умные, все инициативные, каждый что-то предлагает, какое-то свое видение. А это очень ценно, потому что, соприкасаясь с другими компаниями, ты берешь что-то новое. И, собирая по чуть-чуть, по зернышку, мы формируем что-то свое, что-то особенное и в то же время учитываем опыт других компаний, которые все действующие предприниматели, бизнесмены, управленцы. Максим Подпорин Москва. Консалтинг-директор компании «Элма». Я с огромным удовольствием поучаствовал в бизнес-лагере «Как навести порядок в бизнесе и вовлечь команду в его развитие». Что хочу сказать. Во-первых, это мощный и доступный инструмент. Есть опыт применения в своей практике различных методик реинжиниринга бизнес-процессов и внедрения изменений. Все они страдают одним недостатком: они сложные для понимания простыми людьми. Что нельзя сказать про эту методику, которая абсолютно доступна, системна и продумана от начала до конца. То есть, если вы взяли эту методику, то вы можете сказать, что любое изменение будет понятно, если делать по этой методике, как внедрить и довести до практической реализации. Это не теория, а сугубо практическая вещь, что, собственно, в формате бизнес-лагеря и отрабатывается, и было видно на практических занятиях, что это выстрадано жизнью. Поэтому всем рекомендую, как минимум, прочитать книги Михаила Рыбакова. Для собственников бизнеса и топ-менеджеров это обязательное условие для дальнейшей работы. Ну и, естественно, рекомендую посетить бизнес-лагерь. В первую очередь, это большой прорыв в сознании, который потом дает практические результаты. По себе могу сказать, что какие-то открытия во время бизнес-лагеря пришли, и они уже сейчас имеют влияние на то, что мы будем делать, когда я вернусь в коллектив, в компанию, в работу со своими клиентами. Очень рекомендую! Очень позитивное и поднимающее энергию мероприятие. Есть с чем сравнить, поверьте моему слову:) Спасибо! *** Вы читали выпуск № 558.4 от 23.05.2023. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007. Полный структурированный архив рассылки >>> Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время). P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире! С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог, автор 4 книг Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" 30 минут про ваш бизнес Бесплатная консультация для собственников и топ-менеджеров WWW: www.mrybakov.ru Telegram: mikerybakov E-Mail: info@mrybakov.ru Тел.: +7 (495) 926-26-09 Наши книги (бумажные, электронные, аудио) Книги Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум Стратегия бизнеса: как ее создать и воплотить в жизнь. Практикум Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе Книги Наталии Морозовой О финансах легко и непринужденно О хороших людях и кассовых разрывах Упрощенка от А до Я Полезный ежедневник для предпринимателя и руководителя |
Комментариев нет:
Отправить комментарий