Вопрос: В Новом Завете сказано: «Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую». В Торе же написано, что если человек нападает на тебя, то ты можешь атаковать его первым. Также Иисус говорит: «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку – отдай ему и верхнюю одежду», а в Торе предписывается укравшему заплатить ущерб в двойном размере. Нет ли тут противоречия? Ответ: Имеется ввиду следующее место из Евангелия: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5:38-40; ср. Лк 6:29). Комментарий здесь может быть такой: «Кратко же и ясно принципиальное учение Спасителя можно выразить так: кто обижает, тот совершает грех; если кто противится обижающему, тот совершает такой же грех, как и он, потому что хочет его обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или невозможно» (Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина, Мф 5:39). Хотя в Ветхом Завете и говорится: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев 24:19-22; ср. Исх 21:22-25), однако это предписание, как можно заметить, не является руководством для личного применения, а относится к судебной системе древних иудеев. Ветхий Завет не поощряет месть, напротив, Господь говорит иное: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор 32:35; ср. Рим 12:19). То же подтверждает и царь Соломон: «Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Притч 20:22) и «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч 25:21-22). По-видимому, иудеи уже во времена Иисуса имели искаженное представление о приведенных заповедях. Поэтому Христос и сказал: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:19-20). (продолжение следует) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий