Советы бизнес-консультанта Причины финансовых потерь собственников. Часть 4 (продолжение) Выпуск N415.1, 03.08.2017. Регулярно выходит с января'2007 Уважаемые читатели, добрый день! Выпуск подготовлен Наталией Морозовой. Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Продолжение (начало этой, четвертой, части здесь, предыдущие - здесь, здесь и здесь). Напоминаю о том, что приближается 7 августа – день повышения стоимости на участие в моем двенадцатом бизнес - лагере «Эффективное управление финансами. Дагомыс. Октябрь». А мне хотелось бы, что бы на него смогли приехать все те, кому он по-настоящему нужен. Продолжаю рассказ о программе бизнес-лагеря. Блок 3. Управленческая финансовая отчетность компании. Это (как минимум) те самые три отчета, без наличия которых невозможно эффективно управлять финансами компании: баланс, «отчет о прибылях и убытках» и «отчет о движении денежных средств»). Рисуя «самолетики», участники общими усилиями создают отчеты. Первый из них – Баланс. Обсуждаем суть баланса. Активы и Пассивы. Внеоборотные активы, основные средства, амортизация. Это все очень интересно и, главное, очень важно. Скольких собственников знаю, которые неожиданно обнаруживали, что надо менять, к примеру, грузовик, а денег на него нет… А мы все эти вопросы обсудим, чтобы не было таких неожиданностей. Обсудим Пассивы: собственный и инвестиционный капитал. Дивиденды. Не на словах, а на личном опыте, участники убеждаются, что баланс сходится. Всегда. Если бы каждая цифра баланса не была сделана собственноручно или руками товарища, сидящего рядом, то не появилось бы понимание того, что все эти цифры значат и для чего они нужны. Ведь по – настоящему запоминается только то, до чего дошел сам. - Итак, практическое занятие: формируем баланс компании и на его примере рассчитываем и обсуждаем понятие ликвидности. Чему должен быть равен коэффициент текущей ликвидности. О чем говорит его отклонение. Что в каждом случае делать?
Затем изучаем баланс как зеркало, в котором отражаются причины кассовых разрывов. - Кассовые разрывы. Причины возникновения и методы борьбы.
- Дебиторская и кредиторская задолженность. Анализ и контроль.
- Оборачиваемость товаров и материалов. Правила расчета и контроль.
- Вложения во внеоборотные активы собственной компании. На что надо обратить внимание.
Практическое задание: в группах находим методы борьбы для каждой из причин возникновения кассовых разрывов. На основе собственноручно полученных данных формируем «Отчет о прибылях и убытках» (далее ОПУ). Это второй из необходимых руководителю (собственнику) отчетов. С его помощью можно узнать эффективность управления бизнесом. Итак, обсуждаем, как рассчитываются и о чем говорят различные виды показателей эффективности управления бизнесом: рентабельности (ROM, ROS, ROL). На основе баланса и ОПУ узнаем, как считается ROA, ROTA, ну и ROE (самый любимый показатель собственников :)), конечно же, О чем говорят эти показатели. Обсуждаем структуру прибыли для группы компаний (холдинга). Проводим вертикальный анализ. Обсуждаем проблемы, которые возникают, если прибыль всего холдинга считается скопом (без разбивки по направлениям и т.д.) Ну такие понятия как ЕBIT, ЕВIDA и ЕВIТDA – это для общего развития. И зарплату работающего собственника здесь же обсудим. Практическое задание: для «нашей компании» находим все эти показатели и анализируем их. Обсуждаем третий главный отчет: «Отчет о движении денежных средств» (далее - ОДДС). Для чего он нужен. Как на его основе составить платежный баланс. Ведь составление платежного баланса - инструмент для борьбы с кассовыми разрывами. А теперь внимание. Для анализа финансов компании очень важен не только вертикальный, но и горизонтальный анализ (анализ трендов). Для этого проходит следующее практическое занятие: - Практическое занятие в группах: анализ финансового состояния компании на основе трех отчетов (Баланса, ОПУ и ОДДС) на две отчетные даты. Это может быть отчетность Вашей компании или Ваших конкурентов (смотря что привезете :)). Считаете все пройденные ранее коэффициенты и показатели, оцениваете их абсолютные величины и анализируете их изменение во времени. Делаете аргументированные выводы о состоянии компании и направлении ее движения.
Следующий блок. Это: Блок 4. Центры финансовой ответственности и бюджетирование - Центры ответственности: практическое использование концепции;
- Базовые принципы бюджетирования и финансового планирования.
Этот блок пригодится нам для постановки УУ. И вот он долгожданный. Блок 5. Управленческий учет – Ваш основной инструмент для наведения порядка в финансах. Пошаговый алгоритм постановки управленческого учета в компании. - Правила для постановки адекватного управленческого учета в компании;
- Учетная политика для целей управленческого учета;
- Практическое занятие в группах: создание пошагового алгоритма построения управленческого учета для компании (по желанию, на основе данных вашей компании);
- Программы для ведения управленческого учета. Плюсы и минусы разных программ.
Этот блок всегда ждут. Он большой. Как минимум два дня. Начинаем с учетной политики для целей управленческого учета. В ней мы записываем все правила, по которым будет вестись УУ. Например, в какой валюте ведется УУ. Выделяется ли НДС и многое – много другое. На последнем лагере в Тарусе, таких пунктов у нас было 30. После совместного написания учетной политики для УУ, участники делятся на группы, и начинается интереснейшая работа. Каждая группа (3-5 человек) ставят УУ для конкретной компании. Она может быть как вымышленной, так и реальной. Сразу предупреждаю, что ситуации, что каждый участник строит свою собственную модель - не будет. Максимальное количество групп – 5. Обязательно производство, торговля, услуги. Опыт прошедших 11 лагерей показывает, что те, кто имеют с собой данные для построения УУ и некую настойчивость, получают возможность в рамках лагеря создать алгоритм для УУ своей собственной компании. А это очень ценно, ведь в процессе работы можно создать скелет УУ своей компании, используя и мой опыт, и опыт коллег. А у тех, у кого в компании уже есть УУ, но есть некие сомнения насчет его адекватности, могут произойти инсайты. Как сказал в той же Тарусе Олег, совладелец крупной производственной компании, «сегодня я прям ощутил счастье. На самом деле для меня это очень большая веха, все наконец-то устаканилось. То есть на самом деле сейчас произошла кульминация многолетней моей работы». Но и работа над УУ абстрактной компании дает много дивидендов. Понимание того, как ставится управленческий учет, зачастую приводит-таки к его постановке. А это уже совсем другой уровень управления финансами. Итак, все группы создали и защитили алгоритм и структуру УУ «своих» компаний. Взяли у меня некоторые важные шаблоны. Засняли блок-схемы. Теперь можно поговорить и об автоматизации УУ. Ведь если автоматизировать можно только точно понимая какого результата ты хочешь добиться на каждом этапе. Ведь «если автоматизировать бардак, получится автоматизированный бардак». На прощанье, Блок 6. Построение финансовой модели компании - Непростое время. Необходимость построения и использования финансовой модели компании (ФМК).
- Практическое занятие:
Строим финансовые модели компаний (если привезете, то на основании Ваших данных). Ноутбуки приветствуются, будем строить (ФМК) в Excel. Обсуждаем оптимистичный, реалистичный и пессимистичный прогнозы. Ищем и находим конкретные ответы на вопрос «Что делать?» при прогнозе, который нам не нравится. Здесь все понятно. Команды создают финансовые модели для «своих» компаний. Тех, для которых они строили УУ прошедшие 2 дня. А дальше подводятся итоги. И создается группа на фейсбуке. И мы пойдем в ресторан на 24-м этаже с панорамным видом на море. И будет вспоминать смешные и яркие моменты лагеря, и говорить друг другу то, что хочется сказать. И чем ярче был лагерь, тем грустнее будет прощаться. В Дагомысе этой зимой я плакала. И не я одна. Но мы обязательно созвонимся, спишемся, встретимся. И от лагеря останется ощущения гордости за присвоенные очень непростые знания. А еще тепло от искреннего общения. Искренне Ваша, Наталия Морозова *** Полный структурированный архив рассылки >>> Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время). P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире! С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW: www.mrybakov.ru Тел.: +7 (495) 926-26-09 E-Mail: info@mrybakov.ru Skype: mrybakov.partners FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder |
Комментариев нет:
Отправить комментарий