среда, 26 апреля 2017 г.

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 405. Почему бизнес-система не работает

Subscribe.ru
Советы бизнес-консультанта. Выпуск 405. Почему бизнес-система не работает

Советы бизнес-консультанта

Почему бизнес-система не работает. Избавление от иллюзий


Выпуск N405, 26.04.2017. Регулярно выходит с января'2007

Уважаемые читатели, добрый день!

В последние месяцы у нас столько стратегических сессий, что на статьи совсем не остается времени. А поделиться есть чем.

Я наконец-то обновил свою первую книгу «Как навести порядок в бизнесе» – скоро выйдет версия 2.0. Ждите анонса. Теперь мозги свободнее – надеюсь выпускать статьи чаще.

А еще мне сегодня 41 год. Время летит…

***

Летом мы проводим традиционный бизнес-лагерь для собственников и топов. Скорее всего с 25 июля по 4 августа в Этномире (между Москвой и Калугой). Вы можете забронировать места для себя и своей команды. Пока по самой доброй цене – после майских праздников будет дороже.

Тема выпуска. Почему бизнес-система не работает. Избавление от иллюзий

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Наша основная работа – помогать компаниям наводить порядок в бизнесе. То есть переходить от спонтанного бизнес (бардака) к четко работающей системе. И, конечно, к живой саморазвивающейся компании. Этим и занимаемся большую часть времени.

В последние годы, приходя в организации, мы часто видим, что та или иная система там уже есть. Порой даже не одна. Или осколки различных систем, создававшихся в разные годы. Например:

  • Система менеджмента качества (СМК), созданная на основе ISO 9001 и/или отраслевого стандарта (TS 16949, GMP и пр.)
  • Последствия внедрения таких управленческих систем как Бережливое производство, Теория ограничений (TOC) и прочие сигмы.
  • Нынче многие прогрессивные компании прикоснулись к Agile, Scrum и другим бирюзовостям.
  • Та или иная программная система (от Мегаплана и 1С дo SAP и Oracle).
  • Всевозможные регламенты, процедуры, приказы.
  • Сюда же можно отнести Корпоративный кодекс и т.д.

К сожалению, в большинстве случаев все это не работает. Иначе нас бы и не приглашали.

Только в этом году с февраля по апрель мы работали с подобными запросами несколько раз: два крупных завода (примерно 1300 и 4500 сотрудников), инжиниринговая компания, микробиологическое производство. Разные отрасли, люди, регионы и антураж. А суть проблем везде одна.
 

Практическое задание. Какие системы есть в вашем бизнесе? Насколько они работоспособные? Они действительно работают, применяются людьми? Есть ли польза?

Что значит – система не работает?

Например:

  • Стандарт в компании написали, приняли, и даже регулярно обновляют, проходят ресертификацию. Но в жизнь и бумага связаны слабо. То есть на практике люди работают как привыкли и как удобно, а документы… Ну без них же нынче в тендеры не пускают!
  • ИТ-система неразумная. Часто устаревшая, состоящая из множества заплаток. А иногда – совсем новенькая, куплена или разработана за кучу денег. Но внедрена без понимания: собственник сказал – делаем. А какие в систему заложены алгоритмы, соответствуют ли они жизни, оптимальны ли – это ведомо лишь программистам, и то отчасти. Работники мучаются, постепенно находят дорожки, позволяющие систему обойти.
  • Разработали и приняли Корпоративный кодекс, в котором описаны правила общения в компании и другие не менее важные вопросы. Например, что матом ругаться не принято. На мой удивленный вопрос отвечают: «Ну конечно ругаемся!» А зачем тогда придумывали правило? Миссию компании, как и ее ценности, почти никто из топов не помнит.

Практическое задание. Каковы проблемы в работе бизнес-систем вашей организации?

Почему система не работает?

Для начала дословный фрагмент из рекламы: свежий, только что из сети.

«СЕРТИФИКАТ ISO 9001 - за 3 ЧАСА
- 3 СЕРТИФИКАТА ПО ЦЕНЕ ОДНОГО!
- СКИДКА - 65%
- ЛЕГАЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ(Для тендера, заказчика и СРО)
10 900 рублей Акция!

- Внесение в реестр СДС
- Доверие потребителей
- Для крупных компаний
- Изготовление за 3 часа
- Выдаётся на 3 года
- Экспресс доставка
ПОД КЛЮЧ»
И в конце кнопка «Получить выгоду».

Хм… А ведь стандарты разрабатывают умные люди, можно сказать лучшие управленческие умы человечества. Мне даже как-то обидно.

Тут все очевидно: идет бойкая торговля липовыми бумажками, позволяющими стать поставщиком государства или крупных организаций. Ни о каком качестве и доверии потребителей тут даже и речи не идет. Обман. Фейк.

Гораздо хуже, когда организация искренне старалась создать у себя управленческую систему, потратила на это человеко-годы и кучу иных ресурсов. И все равно результат минимальный.

А в этом случае – почему?

Я много лет думаю над этим. Ответ, пожалуй, такой:

Систему создали неосознанно.

Ведь обычно как бывает?

  • Когда встает вопрос о создании СМК, нанимают несколько новых сотрудников, которым ставят задачу такую систему создать. Они являются своего рода внутренними консультантами в компании (иногда и внешние бывают). Ходят за руководителями подразделений, задают им вопросы, записывают ответы. И на основании этого создают документы. Рассылают их для ознакомления, по обратной связи что-то дорабатывают. После чего утверждают у первого лица компании. Дело сделано – не так ли?
    Для большинства людей в компании, а часто и для ее первого лица, система качества – это что-то очень нудное и неинтересное. Документы – толстые, написанные казенным языком. Естественно, большинство даже ключевых людей их не знает. А уж о том, чтобы обращаться к ним в своей повседневной работе, и речи не идет.
    Пару недель назад у клиента нам показывали СМКшные процедуры страниц по 40: на особом сленге, полные сложных сокращений.
    Кстати, авторитет у большинства специалистов по СМК (как и вообще у таких выделенных консультантов) – обычно невысок: «Ходят тут, бумажки пишут, работать мешают!» Реальной властью не обладают. К тому же они работают внутри компании, зависят от нее своей зарплатой и рабочим местом. Могут ли они действительно улучшить работу бизнеса, провести в нем какие-то серьезные изменения?
  • При внедрении ИТ-системы, как правило, в задачи и алгоритмы работы бизнеса тоже глубоко не вникают. В особо запущенных случаях просто покупают программу и на этом успокаиваются. Чаще специалисты по ИТ при настройке готовой системы или написании своей все же пытаются вникнуть в то, как работает организация. Довольно поверхностно, поскольку роль системного аналитика не выделена, и программист/внедренец вынужден играть ее тоже. С живыми людьми они работать особо не умеют и не хотят, для них это большой напряг: про «общительность» программистов ходят легенды. Авторитет ИТшников у ключевых людей компании обычно тоже не особо высок: компьютерщики редко понимают бизнес.
    Поэтому информационная система – часто плод воображения программистов: как они представляют себе работу компании. Зачастую весьма далеко от реальности.
    Очень часто ИТ-система представляет собой «зоопарк» разношерстных систем, слабо связанных между собой. И/или основная программа, применяемая в компании – этакая химера, состоящая из заплаток, которые в разные годы ставили по запросам тех или иных сотрудников. И сейчас уже мало кто знает, зачем нужен тот или иной экран, поле или галочка.
  • В корпоративный кодекс записали все хорошее, о чем читали в умных книжках и слушали на MBA. Написанное специалистом по персоналу или в лучшем случае придуманное на совещании у ген.директора. А зачастую просто слепленное по аналогии компаний-конкурентов. Или заказанное пиарщикам.
  • А уж всякие эджайлы, скрамы и прочая бирюза вообще не приживаются в большинстве России и стран СНГ. Примерно как автомобиль Tesla, который конечно, хорош, но в России с ним пока (2017 год) делать нечего. Увы.
    Хотя, конечно, многие компании хвастаются тем, что внедрили у себя все самое лучшее из мировой управленческой мысли.

Естественно, сотрудники компании разочаровываются. Каждый следующий раз запустить изменения все сложнее.
 

Практическое задание. Если у вас есть СМК, информационная система, регламенты, корп.кодекс и т.д. – как именно вы их создавали? Что прижилось, а что нет? Почему?

К сожалению, мы встречаем подобное очень часто, почти всегда. Почему оно должно работать-то???

Итак, основная причина, почему система на российских предприятиях не работает –

Ее создали формально. Даже если старались сделать по-честному.

Развитие отдельного человека, бизнеса, страны – это путь. И чтобы его пройти, нужно время, силы и огромное упорство. Конечно, гораздо привлекательнее обмануть себя и сделать вид, что мы современная, системная (а также живая, бирюзовая и т.д.) компания. Купить «волшебную таблетку» и забыться в прекрасных снах. Вот и дети часто фантазируют, на время переносясь в своем воображении во взрослую жизнь и в разные воображаемые миры.

Конечно, можно какое-то время пребывать в иллюзиях. Однако, облака – плохая опора. И жизнь рано или поздно показывает, кто есть кто. Наказывает за обман себя и рынка.

И тогда наступает раз-очарование.

Вот в такие моменты к нам часто и обращаются собственники бизнеса. Когда уж и так попробовал, и эдак.

Раз-очаровываться полезно: когда очарование прошло, больше шансов вернуться в реальность. Удивиться (если не сказать «офигеть»). Когда команда осознает глубину проблем, возникает очень сильное и устойчивое желание выплыть. А потом и взлететь.
 

Практическое задание. А какие раз-очарования в отладке бизнеса прошли вы? Вам достаточно полученного опыта, или…?
Опыт показывает, что серьезная работа начинается только когда человек снял розовые очки и потерял всякую надежду на быстрый халявный успех без серьезных усилий.

К счастью, в реальности и хорошего много. Например, оказывается что:

  • В компании есть светлые здравомыслящие люди, которые болеют за дело. Они гораздо умнее, чем собственник думал прежде. И можно их не понукать и пинать, а дать возможность проявить себя – они будут рады.
  • Оказывается, у компании за годы накопилось много ценных наработок, знаний и умений – только они находятся в головах (а часто и в подсознании) у людей. Там можно найти множество бриллиантов. Если искать умело.
  • Бизнес не только выживает в кризис, но почему-то даже растет. Рождаются новые яркие цели, и оказываются достижимыми.
  • А у собственника и топов наконец-то появляется возможность заняться стратегией и развитием, вырваться из постоянной текучки.

Мы помогаем грамотно организовать работу по развитию системы в бизнесе. Изменения мягкие, эволюционные. То есть не разрушаем то, что было прежде. А улучшаем постепенно, шаг за шагом.

Работаем с управленческой командой компании в формате стратегических сессий. Основных цели у стартовой сессии три:

  • Вовлечь людей в развитие бизнеса. Зачастую до сессии они от этого очень далеки: каждый свою работу работает. А после говорят: «Ну наконец-то! Где же мы раньше были?» :)
  • Обучить их построению системы в бизнесе, управлению бизнес-архитектурой. Не в теории, как на семинарах и тренингах (это уходит в песок), а на реальных задачах, бизнес-процессах и т.д. самой организации.
  • Помочь грамотно запустить эту работу в компании. Потому что самое главное происходит после сессии. Она лишь запускающий механизм, стартер. Впрочем, по опыту, без нее не запустить. Не исправить курс движения несущегося по привычке «поезда».

На сессиях руководители и ключевые специалисты компании работают над вопросами:

  • Куда движется наш бизнес?
  • Как мы на самом деле работаем?
  • Какие у нас проблемы, как их системно решить (а не в режиме «мать-мать-мать»)?
  • И многое-многое другое.

При этом участники сессий всегда отмечают совершенно иной уровень глубины: совсем не как на регулярных совещаниях. Потому что общение на сессии особое:

  • С одной стороны – глубокое и умное.
  • С другой – безопасное и доверительное. Когда можно говорить о проблемах и не бояться, что от шефа прилетит по шапке.

Создать такую атмосферу, помочь людям поверить себе и друг другу – ключевая задача ведущего. Не менее важная, чем обучение конкретным технологиям и передача опыта.

Вот в таком режиме и в такой обстановке можно осознанно шаг за шагом выстраивать систему своего бизнеса. Спокойно, вдумчиво, без ухода в иллюзии и самообманы. Без взаимных обвинений, войн и интриг.

Когда люди получили на сессии успешный опыт, они переносят его в свою повседневную деятельность.

После стартовой сессии команда начинает регулярную работу по отладке бизнеса. Мы периодически помогаем на поддерживающих сессиях.

Так постепенно рождается действительно эффективная и удобная бизнес-система. Еще и живая: ведь ее создала и развивает вся ключевая команда.

Люди и организация проходят свой путь взросления.

На сей раз по-настоящему.

Кстати, специалисты по ИТ, а также по стандартизации (ISO и пр.), обычно очень радуются, когда понимают, о чем мы. Теперь они в компании не одиноки! Руководители подразделений наконец-то становятся их союзниками.

Если вы хотите создать систему в своем бизнесе, напишите на info@mrybakov.ru – обсудим вашу ситуацию и задачи, договоримся о конкретных шагах. Обычно наше время расписано на 2-3 месяца вперед – о сотрудничестве нужно договариваться заранее. Пока есть несколько свободных дат в июне-июле.

Рекомендую собственникам и топам подготовиться к изменениям в компании – по опыту, это сильно повышает вероятность успеха. С 2010 года мы регулярно проводим бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе», где на практике прорабатываем весь подход от А до Я, делимся опытом и наработками. Все изучение идет на живых примерах из бизнеса участников. Люди активно помогают друг другу.

Ближайший (пятнадцатый) лагерь будет летом: скорее всего с 25 июля по 4 августа в Этномире: между Москвой и Калугой. Вы можете забронировать места для себя и своей команды. Пока по самой доброй цене – после майских праздников будет дороже.

Приезжайте топ-командой – чтобы говорить с коллегами на одном языке, вам будет сильно легче внедрить изменения. На лагере максимум 40 участников (в феврале было 52, но это перебор). Места обычно заканчиваются за месяц до начала.

До встречи!

***

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

 


 
     Прошлые выпуски
Советы бизнес-консультанта -404.1. Летний бизнес-лагерь «Как навести порядок в бизнесе» Советы бизнес-консультанта. Выпуск 404. Друзья, магнолии и зарплата собственника Советы бизнес-консультанта. Выпуск 403. Фрустрация, путешествие и закон Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку economics.school.consultadvices на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Комментариев нет:

Отправить комментарий