среда, 16 июля 2025 г.

Христианское чтиво N210

Subscribe.ru
Христианское чтиво N210
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Ответы атеисту
Глава 1. Повторно о происхождении и разновидностях атеизма. И подробнее о буддизме

Леонид Яковлев попытался придраться к отдельным моментам моего обзора, касавшегося происхождения атеизма. Вне зависимости от того, насколько подобные придирки корректны, я не вижу здесь проблемы. Во-первых, этот обзор в основе своей является кратким пересказом атеистического учебника (Иван Вороницын «История атеизма»). Во-вторых, центральную мысль обзора можно свести к следующему: каким бы древним не считался атеизм его адептами, появился он позже язычества, как негативная реакция на него. Такой вывод оппонент оспорить не решился.

В обсуждении трех основных разновидностей атеизма – буддизма, пантеизма и натурализма – Леонида Яковлева более всего возмутила идентификация буддизма как атеистической религии. Ведь данное учение, по мнению оппонента, «включает веру в карму, реинкарнацию, богов».

Увы, карма и реинкарнация не являются признаками теизма. Их можно определить как философские построения, индифферентные к теологии. Что же касается буддийских «богов», то здесь имеет место недоразумение. Действительно, в некоторых школах буддизма, например в хинаяне, есть представление о мире духовных существ, называемых дэвами. Отождествлять их с языческими богами было бы ошибкой. Дэвы, понимаемые как низшие духи типа призраков, в отличие от человека, не способны к сознательным решениям и не могут достичь просветления. Реинкарнация в дэва воспринимается не как духовное восхождение, а наоборот – как препятствие к паринирване. В этом смысле идея дэвов, явно заимствованная из индуистских верований, выглядит инородным и ненужным вкраплением в концепции буддизма. Слабость аргументации оппонента не столько в том, что в дэвов верят не все буддисты, а несколько в ином: чтобы быть настоящим буддистом – верить в дэвов совсем необязательно.

Атеистичность буддийской религии настолько вопиюща, что сторонники натурализма всячески стараются затушевать этот скандальный факт. Например, в последнее время буддизм пытаются переквалифицировать в «апатеистическую религию». Термин «апатеизм» ввел в оборот в 2001 году Роберт Джей Нэш (Robert J. Nash. Religious Pluralism in the Academy: Opening the Dialogue). Под апатеизмом (от др.-греч. ἀπάθος – «апатия» + др.-греч. Θεός – «Бог») имеют в виду безразличное отношение к вопросам существования или несуществования божеств. По сути, определение «апатеизма» близко по значению к термину «агностицизм», подразумевающему отказ от признания бытия или небытия Божества.

Вот только в буддизме нет этой агностико-апатеистической неопределенности. Буддистская концепция ниришваравады однозначно отрицает существование Бога-Творца (или нескольких богов-создателей), поэтому она не может быть соотнесена ни с теизмом, ни с политеизмом, ни с агностицизмом или апатеизмом. Что же остается буддизму? Только атеизм.


(продолжение следует)


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво N209 Христианское чтиво. Внеплановый выпуск N37 Христианское чтиво. Внеплановый выпуск N36 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий