среда, 22 декабря 2021 г.

Христианское чтиво N57

Subscribe.ru
Христианское чтиво N57
крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Атеизм как религия
Глава 7. Миф об атеистической науке

Довольно часто атеизм ассоциирует себя с наукой. Можно даже столкнуться с такими оксюморонами, как «атеистическая наука» и «научный атеизм». Между тем наука одинаково индифферентна как к религии теизма, так и к религии атеизма. Объясняется это просто. Поскольку научно доказать существование или несуществование Бога невозможно, то наука не может принять сторону ни одной из этих двух религий. По-настоящему беспристрастная наука исповедует агностицизм. Ученый-агностик не отрицает и не подтверждает возможность существования Бога, поскольку убежден в непознаваемости данного вопроса. Разумеется, наука в своих изысканиях не оперирует понятием Бога, но это не повод причислять ее к атеизму, ведь и понятие «отсутствие Бога» наука также не использует. Просто при научных исследованиях Бог не находится в пределах области рассмотрения.

Атеисты обычно причисляют в свои союзники такие научные дисциплины, как хронология, археология, биология, генетика. Действительно, некоторые теории и вытекающие из них выводы (прежде всего, касающиеся возраста Вселенной и Земли, происхождения человека) неохотно или в штыки воспринимаются в рядах ортодоксальных теистов. Говорит ли это в пользу научности атеизма? Разумеется, нет. Во-первых, помимо ортодоксальных теистов есть еще теисты модернистского толка, которые достаточно лояльно воспринимают исследования упомянутых дисциплин, не считая их противоречащими современным теистическим теориям. Во-вторых, здоровый скептицизм теистов-ортодоксов имеет свои основания. И вот почему.

Специфика научного знания обусловлена индуктивным методом познания, являющимся основным в науке. Суть индукции — в логическом построении от частного случая к общему или от эмпирического опыта к теории. При этом индуктивное заключение не может быть абсолютно истинным, оно всегда вероятно. Степень вероятности может быть высокой (полная индукция) или низкой (неполная индукция) в зависимости от обширности эмпирических данных. Но почему даже при полной индукции (на основе исчерпывающих данных) знание не является абсолютным? Причина этого объясняется «проблемой индукции», которую впервые сформулировал Томас Гоббс, а затем развил Дэвид Юм. Препятствиями для абсолютизации выводов индукции являются: a) возможность появления новых эмпирических данных, несовместимых с теорией; b) возможность иных условий протекания процессов в прошлом или будущем.

На практике научные выводы наиболее часто подвергаются сомнению в результате появления новых данных и их анализа, вследствие чего время от времени происходят научные открытия. В ряде случаев научные открытия кардинально меняют прежние представления. По этой причине научное знание прошлого отличается от научного знания настоящего, а в будущем научное знание обязательно претерпит многие изменения, о которых мы еще не догадываемся.

Поэтому идеальный ученый должен быть скептиком и агностиком, он должен сомневаться в текущих научных теориях. Ибо если ученый не будет сомневаться в открытом до него «знании», то он не сможет сделать ни одного нового научного открытия.

Конечно, среди номинальных ученых есть и атеисты, которые фанатично верят в неизменную истинность излюбленных ими теорий. Такая религиозная вера (этакий «атеистический фундаментализм») не дает им права называться настоящими учеными.

(продолжение следует)


 
     Прошлые выпуски
Христианское чтиво. Книгообзор N36 Христианское чтиво N56 Христианское чтиво. Книгообзор N35 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на overkingss.vlvl@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку culture.religion.christianchtivo на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий