Каноническими книгами Нового Завета признаются: четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий и четырнадцать посланий апостола Павла, а также Апокалипсис. Но так было не всегда. Как и почему список новозаветных книг стал именно таким, рассказывает Брюс Мецгер – американский библеист и текстолог, один из крупнейших знатоков библейских текстов. Книга «Канон Нового Завета» сосредотачивается на событиях из истории Церкви, касающихся вопросов придания канонического статуса книгам Нового Завета. По Мецгеру формирование канона было долгим и постепенным процессом отсеивания десятков евангелий, посланий и иных книг, имевших местное или временное признание. Многие из апокрифических текстов канули в небытие, некоторые из них стали доступны благодаря археологическим открытиям, например, в Наг-Хаммади. Автор поднимает и другие вопросы. В том числе: какой вариант текста считать каноническим; завершено ли формирование канона; следует ли искать канон внутри самого канона; является ли канон "сборником авторитетных книг или авторитетным сборником книг". Содержание. Часть первая. Обзор литературы о каноне I. Литература о каноне, изданная до XX века II. Литература о каноне, изданная в XX веке Часть вторая. Формирование канона III. Подготовительный период: мужи апостольские (Климент Римский; Игнатий Антиохийский; Дидахе; Папий Иерапольский; Послание Варнавы; Поликарп Смирнский; Ерм Римский; Второе послание Климента) IV. Различные влияния на развитие канона (Гностицизм; Маркион; Монтанизм; Гонения и Св. Писание; Другие возможные влияния) V. Развитие канона на Востоке (Сирия; Малая Азия; Греция; Египет) VI. Развитие канона на Западе (Рим; Галлия; Северная Африка) VII. Книги, входившие в канон лишь в определенном месте и в определенное время: апокрифическая литература (Апокрифические Евангелия, Апокрифические Деяния, Апокрифические Послания, Апокрифические Апокалипсисы, Разнообразные писания) VIII. Два ранних списка книг Нового Завета (Канон Муратори; Классификация новозаветных книг Евсевия Кесарийского) IX. Закрытие канона на Востоке (От Кирилла Иерусалимского до Трулльского Собора; Канон в национальных восточных Церквах) X. Закрытие канона на Западе (От Диоклетиана до конца античности; Средние века, реформация и Тридентский Собор) Часть третья. Исторические и богословские аспекты проблемы канона XI. Трудности определения канона в древней Церкви (Критерий каноничности; Боговдохновенность и канон; Какую часть Нового Завета раньше всего признали авторитетной? Множественность Евангелий; Особенности посланий Павла) XII. Проблема канона в наши дни (Какая форма текста канонична? Закрыт или открыт канон? Существует ли канон внутри канона? Принадлежит ли канонический авторитет каждой книге в отдельности или всем им вместе?) Приложения (История слова "канон"; Различия в порядке следования книг Нового Завета; Заголовки книг Нового Завета; Древние списки книг Нового Завета) Аккуратно организованная фактологическая информация со множеством деталей, подробная библиография делают этот классический труд Брюса Мецгера чрезвычайно полезным и важным для всех интересующихся библеистикой. Конечно, книгу нельзя назвать содержащей исчерпывающую информацию по теме, скорее это очень хорошее введение, основанное на более детальных исследованиях. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий