Книга протодиакона Андрея Кураева «Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир» адресована не столько христианам, сколько людям сомневающимся или ищущим истинную веру. Она построена по мотивам вопросов, заданных автору во время лекций и бесед, дискуссий и миссионерских поездок по стране и за ее рубежами. Все ли равно как верить? Зачем нужна Церковь? Что главное в Евангелии? Эти и другие связанные с ними темы рассматриваются в книге. Содержание: * Что христианство принесло в мир (Введение – Всегда ли плоха фамильярность? – Свобода совести: христианский дар, отвергнутый христианской инквизицией – Как человек стал больше мира – Слезный дар – Не-космическое измерение человека – Христианская сексуальная революция – Пейзаж, свободный от демонов – Христианская демифологизация: путь к науке) * Если Бог есть любовь (Как сравнивать веры? – Работа шамана – Боги, заслонившие Бога – Могут ли закон или энергия быть субъектом любви? – Буддизм: безбожное бесстрастие – Ислам: весть о Боге, не берущем Крест – Ветхий Завет: Бог-Ревнитель – Бхагавадгита: «Индийское Евангелие» – И все-таки Евангелие) * Устарел ли Новый Завет? (В гостях у «Христа»-Виссариона – В поисках «Третьего Завета» – Политеизм, пантеизм и монотеизм) * Если правы «Свидетели Иеговы» * Жесток ли Ветхий Завет? (С кем шла война – Уроки терпения в Ветхом Завете – Действительно ли Израиль избран? – О чем молчит Ветхий Завет – Труд педагога – Кто может не идти на войну? – Ради чего ведется война?) * Жертва человеческая и Божеская (Можно ли сравнивать религии между собой? – Буддийские жертвоприношения – Религиозная нетерпимость в Индии – Человеческие жертвоприношения в античном мире – Как приносили жертвы в Иерусалимском храме) * Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? * Можно ли спастись вне Церкви? (Воздушная блокада или где живут демоны – Потерянное бессмертие – Богословие Чернобыля – Апостольская нетерпимость – Протестант в «Чернобыле») * Грех без прощения * Страшный Суд * Виновно ли христианство в экологическом кризисе? * Был ли Иисус в Индии? * Что значит быть христианином? (Апостолы как свидетели – Искажен ли текст Нового Завета – Что главное в Евангелии? – Боль всех религий – Бог в поисках человека – Причастие: радостная весть для плоти – Философия культа – Главное различие Православия и протестантизма) * О религии вне морали Одним из центральных мест книги является рассуждение о предназначении храма: «Но ведь и нам самим важно осознать – зачем мы ходим в храм. Что-то сделать там для Бога? – Но "Он ничего не просит у тебя – Он ни в чем не нуждается". Значит, что-то сделать, потребное для нас самих? Но что? Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5,17). Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм? <...> Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу – хорошо известно… А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать? Зачем призывает Его Слово: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии" (Мф. 11,28)?.. Нет у этого призыва продолжения в роде: "И вы отдадите Мне то-то…". Иным предвестием кончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: "И Я успокою вас… найдете покой душам вашим". Итак, Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание – "Научитесь от Мене"... Дух – "Примите от духа Моего"... Любовь, мир и радость – "Пребудьте в любви Моей… Мир Мой даю вам… Радость Моя в вас да будет…". Но Христос дает нам и еще нечто немыслимое <...> Это – то, чего нет в наших домах...». В этой цитате я сознательно опускаю ту часть, где Кураев отвечает на поставленный вопрос. Для тех, кто еще не знаком с книгой, будет любопытнее прочитать об этом самостоятельно. Не отрицая несомненные достоинства книги, не со всякой мыслью Кураева можно соглашаться. Например, в рассказе о так называемом «якорном кресте» он приводит две версии значения этого символа. Первая: полумесяц под крестом означает победу христиан над мусульманами. Вторая: полумесяц символизирует чашу, в которую собиралась кровь Христова. Прямо скажем, обе версии не вполне верные. Со всей очевидностью здесь речь идет об апокалипсическом кресте, являющемся отсылкой к строкам Откровения Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна…» (Откр 12:1). Толкователи обычно под женой разумеют Церковь. Ее олицетворяет крест, под которым часто помещают полумесяц луны, а из центральной части креста исходят лучи, изображающие солнечный свет. Такие кресты венчают многие православные храмы. В книге по понятным причинам довольно много отсылок к нехристианской литературе. Всем, кого это не смущает, «Дары и анафемы» могут быть рекомендованы к прочтению. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий