Хочу продолжить тему о раннем развитии детей, поднятую в выпуске No 937, и начну вот с чего.
Существует естественный процесс развития ребенка.
В частности, звуки, которые произносит ребенок, возникают в строго определенном порядке по мере его роста и развития. Соответственно, обучение этим звуками идет тоже в этом нормальном естественном порядке.
То же самое относится к письму, чтению и счёту – ребенок к ним становится готовым только после того, как уверенно научится говорить.
Кажется, а разве может быть иначе?
Да, может.
Иногда рождаются дети с тяжелой неврологией, которые являются неговорящими или умственно отсталыми.
Для обучения таких детей письму и чтению были придуманы особые методики, которые позволяли научить ребенка читать и писать, хотя он даже говорить не умеет.
Некоторым педагогам, впечатленным эффективностью этих методик, пришла в голову идея использовать эти способы и для обучения нормальных здоровых детей.
Т.е. они стали учить и здоровых обычных детей "читать раньше, чем говорить". Некоторые пошли дальше – они стали обучать "читать раньше, чем ходить".
Суть этих методик раннего развития в том, чтобы обучать детей не в соответствии с естественным ходом развития ребенка, а нарушая его.
На своих занятиях они активизируют то, что пока еще не созрело у ребенка, то, что пока еще у него спит.
Казалось бы, ну и что, это же и есть "раннее развитие ребенка", это же хорошо!
Увы! На самом деле, это совсем не хорошо, так как искусственно активизируя что-то спящее, мы одновременно усыпляем то, что готово само активизироваться по возрасту.
И это очень и очень опасно.
По мере развития ребенка в его жизни открываются и закрываются двери возможностей. И если он в какой-то период не сможет этой дверью возможностей воспользоваться, то она закроется навсегда.
Например, если ребенок рос вне человеческого общения и не слышал человеческую речь до 5 лет, то он, даже попав в общество, уже никогда не сможет научиться говорить – дверь, позволяющее, овладеть речью, закрылась.
Но примерно то же самое происходит и в том случае, если педагоги, активизируя спящее, усыпляют то, что готово активизироваться по возрасту.
Например, они активизируют раннее обучение грамоте и чтению.
Но при этом не откроется вот-вот готовая раскрыться дверь овладения сложными социальными играми. В результате, не разовьется игра, не разовьется эмоциональный интеллект, ребенок в полной мере не получит навыков жизни в социуме.
Стимулы, которые должны были политься в обучение социальным играм, теперь польются в несвоевременно распахнутую дверь обучения грамоте.
А дверь по овладению сложными социальными играми закроется навсегда, т.к она открывается в жизни всего один раз.
Да, ребенок и в самом деле, научится читать раньше, чем говорить.
И мамочка, которая все это и затеяла, будет громко гордиться своим умненьким чадом, хвастаться знакомым и подругам.
Однако последствия такого "раннего развития" могут быть весьма печальны – ребенок не получит необходимых навыков общения с окружающими людьми, всю жизнь он будет бояться людей и не понимать причин их поступков.
Поэтому я бы не стал советовать отдавать здоровых детей в группы раннего развития.
Пусть в этих группах занимаются с теми детьми, для которых эти методики и были придуманы, т.е. дети, имеющие серьезные неврологические отклонения.
А грубо вмешиваться в естественное развитие нормального ребенка – не стоит. Ведь естественное развитие ребенка – это не накопление каких-то сведений, а прохождение особых сенсетивных периодов.
Здоровый ребенок должен развиваться по природному пути, т.е. пройти последовательно предметную деятельность, освоить игры, актвизировать подражание, сформировать мотивацию к обучению. И только на этой базе приступать к изучению грамоты, письма и счёта.
Можно ребенка искусственно перетащить через эти ступеньки, но в конечном счете от этого будет больше вреда, чем пользы.
Успехов Вам!
Фалеев Алексей,
www.faleev.com, mail@faleev.com
Курс "Ежедневное похудение", стоимость 1945 руб за учебный месяц.
Курсы практической психологии:
- Курс "Активный самогипноз", стоимость 1100 руб.
- Курс "Управление эмоциями", стоимость 1100 руб.
- Курс "Образное самовнушение", стоимость 1100 руб.
- Курс "Жизнь по принципу Парето 20/80", стоимость 1100 руб.
- Курс "Психология похудения", стоимость 1200 руб
- Курс "Мотивация для похудения", стоимость 1200 руб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий